Пользовательского поиска
|
Необычайный, непревзойденный дар
вселять в эти привычные, окружающие нас существа и предметы особую жизнь присущ
был Андерсену. Он сам отдавал себе отчет в этом и сам об этом говорил:
“Материала у меня бездна, больше, чем для любого другого рода поэзии; часто мне
кажется, будто каждый плетень, каждый самый маленький цветочек говорят мне:
“Только взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни”. И
действительно, стоит мне сделать так, как они велят, и рассказ о любом из них
готов”.
В каждой маленькой сказке такого рода
как бы слились воедино две действительности. Одна подлинная жизнь цветка, муки,
дерева, чашки или кофейника; другая — не менее подлинная жизнь человека.
В той легкости, простоте,
убедительности, с какой Андерсен в едином сюжетном развитии сталкивает
биографии предметов, животных, растений, мифологических существ с жизнью
человека, в истории какого-нибудь зверька или предмета домашней утвари провидит
схему человеческой жизни — детство, юность, зрелость, старость, смерть, притом
иногда в самой общей, обобщающей форме — во всем этом он является подлинным
наследником народной сказки и одновременно подлинным новатором, сумевшим
приблизить метод народного искусства у современной действительности.
Содержанием творчества Андерсена, как
всякого большого писателя, является жизнь во всем ее объеме, выраженная и
отраженная по-своему в тех формах, в тех интонациях, тем голосом, той манерой,
какая свойственна, необходима и доступна ему одному. Сказки Андерсена — это
иносказание жизненной правды в форме фантастики.
Когда сказки Андерсена появились на
книжных прилавках датской столицы, все были поражены странностью героев.
Датские дети привыкли к ангелоподобным и воспитанным принцам и принцессам. У
Андерсена же в сказке “Огниво” принцесса разъезжает верхом на собаке, а другая
принцесса, Элиза из сказки “Дикие лебеди”, отличается необыкновенным
трудолюбием и самоотверженностью, этим она и спасает своих братьев. В сказках
Андерсена постепенно исчезает уважение к важным персонам; король у Андерсена и
вовсе голый. Изменился и мир волшебной сказки. Купеческий сын из сказки
“Сундук-самолет” летает не на волшебном ковре, как в сказках “Тысячи и одной
ночи”, а в старом сундуке. Щеголяют герои Андерсена не в семимильных сапогах: у
них на ногах непромокаемые сапоги или калоши счастья. Феи похожи на простых
горничных, а ведьмы — на обыкновенных злых старух.