Пользовательского поиска
|
4. Занятия русалок |
Заманивает людей в свои ловушки,
крадут еду и белье, наносят вред полям, защекачивают насмерть |
Ухаживает за своим садиком, играет,
слушает рассказы о людях, спасает человека |
5. Отношение к человеку |
Запугивает, губит |
Спасает жизнь, любит, жертвует ради
любимого своей жизнью |
Учитель. Какой же можно сделать вывод?
Чем похожи русалка Андерсена и русалка в мифологии? В чем их отличие?
Вывод: русалка Андерсена и русалка в
мифологии похожи только внешне. Мифологическая русалочка не имеет души, больше
всего она любит причинять людям вред. Русалочка Андерсена, наоборот, приносит
себя в жертву ради любви к человеку. Она гибнет во имя любви, не думая о мести.
То есть Андерсен взял миф о русалочке только в основу сказки, но создал свой
особый образ русалочки.
Учитель. Изменилось ли ваше
представление о русалках и отношении к ним после сегодняшнего урока?
Ученик. Я узнала много нового, но мне
ближе андерсеновская русалочка.
Ученик. А для меня сказка Андерсена
так и осталась сказкой.
Мифологические верования давно
потеряли власть над человеческим сознанием, но они до сих пор сохранились в
фольклоре и в литературных сказках писателей разных стран.
В этом исследовании мы обратились
всего лишь к одному такому образу и увидели. Но даже это дало нам понять, как
сложно складываются у писателя отношения с мифологическими образами.
Андерсен частично сохраняет
мифологические черты и возможности русалки, когда интерпретирует мифологический
образ, превращая его в русалочку-героиню своей сказки, В то же время
мифологический образ под пером писателя приобретает человеческую сущность,
человеческий характер, человеческую судьбу.
Андерсен утверждает ценности и идеи
христианства, утверждает силу человеческой любви как самую великую нравственную
силу во всем мире, независимо от того, реален или фантастичен этот мир.
Подобные метаморфозы в сказках Андерсена происходят не только с русалочкой.
Все мифологические персонажи: гномы, снежная
королева, ледяная дева — приобретают
благодаря фантазии писателя индивидуальные характеры и судьбы, становятся
похожими на людей, наделяются человеческими мечтами и желаниями.
Писатель переосмысляет мифологические
сказочные образы, которые используются им для художественного перевоплощения
таких важных для него нравственных идей, как гуманизм, душевная чистота и
любовь.
Библиографический
список
1.
Андерсен
Х.-К. Сказки и истории. Т. 1. — Ленинград: Художественная литература”, 1969.
2.
Брауде
Л. Ю. Традиции Андерсена в сказочной литературе (к 100-летию со дня смерти). — В
сборнике: Детская литература. — М.: Детская литература, 1975.
3.
Брауде
Л. Ю. Ханс Кристиан Андерсен. — Ленинград: Просвещение, 1978.
4.
Брауде
Л. Ю. Сказочники Скандинавии. — Ленинград: Наука, 1974.
5.
Важдаев
В. Г.-Х. Андерсен. — М.: Детгиз, 1957.
6.
Зеленин
Д. К. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. — Спб,
1916.
7.
Мифологический
словарь.// Под ред. Е. М. Мелетинского. — М.: Советская энциклопедия, 1991.
8.
Муравьева
И. И. Андерсен. — Москва – Ленинград: Молодая гвардия, 1959.
9.
Погодин
А. С. Классик датской литературы Г.-Х. Андерсен. — М., 1955.
Сильман Т. Сказки Андерсена.// Предисловие к книге Х.-К. Андерсена “Сказки и истории”. — Ленинград: Художественная литература, 1969.