Пользовательского поиска
|
“Сказочная поэзия — это самая широкая
область поэзии. Она простирается от кровавых могил древности до разноцветных
картинок простодушной детской легенды, вбирает в себя народную литературу и
художественные произведения, она для меня представительница всякой поэзии, и
тот, кто ею овладел, может вложить в нее и трагическое, и комическое, и
наивное, и иронию, и юмор, к услугам его и струны лиры, и лепет ребенка, и речь
естествоиспытателя”, — писал Андерсен о
мире своих сказок.
Андерсен в образах своих сказок выходит
далеко за пределы той архаической действительности, которая отразилась в
датских народных сказках. Причина этого в том, что сказка была для Андерсена
чем-то значительно большим, нежели литературное понятие, жанр, совокупность
фантастических событий. В сказке Андерсен нашел ту форму, в которой он
органически сумел выразить свое отношение к жизни. Сказка для него — способ
видеть мир.
Зачастую о жанре литературной сказки
принято судить так, словно он свободен от законов, свойственных литературе
вообще, всецело определяется якобы произволом фантазии художника. Такое
понимание сказки на самом деле в корне противоречит ее существу. Сказка всегда
должна быть связана с реальностью: и по содержанию, раскрывая основные коллизии
— борьбу Добра со Злом, Правды с Кривдой, Трудолюбия и Тунеядства; и по своей
направленности, выдвигая перед человеком высокие моральные идеалы.
Фантастика — одно из специфических
средств сказки. Это прием, не уводящий сказку от жизни, а позволяющий взглянуть
на жизнь с необычной точки зрения. Суть сказки заключается в ее реальности, и
только сама жизнь и является источником сказки.
По мнению Андерсена, сказка не связана
с представлениями о веселой, радостной жизни. Мы привыкли к счастливому концу в
фольклорной сказке. У Андерсена же такой конец встречается крайне редко.
Писатель ставит в своих сказках большие жизненные проблемы, хотя по форме,
сюжетам они вполне доступны детям.
Видное место в сказках Андерсена занимают проблемы искусства. Андерсен полагает, что лишь такое искусство имеет право на существование, которое правдиво отражает жизнь и близко народу. Эти мысли изложены в сказке “Соловей”, сохраняющей все очарование и всю душевную ясность детских андерсеновских сказок. Тема этой сказки — столкновение подлинного искусства и