Пользовательского поиска
|
русалки испытывают уважение: бабушка
называет мир людей “высшим светом”. Морская ведьма помогает русалочке войти в
этот мир.
Но, входя в мир человека,
андерсеновская русалочка теряет внешность русалки, отказывается оттого, что ее
делает русалкой. Она фактически перестает быть русалкой. Получится так, что
человеком, как она мечтала, русалочка не станет, а обратно русалкой стать не
сможет. Идея опасности, которую приносят русалки, в сказке остается. Андерсен
трактует эту идею еще и эстетически. Для человека хвост русалочки, как
объясняет ей ведьма, уродлив. И чтобы русалочку приняли в мире земном, ей надо
иметь человеческий образ, человеческий вид, то есть быть человеком.
Мифологическую русалку можно встретить
и в воде, и в полях, и в лесах, и на деревьях и даже увидеть из окна своего
дома. Поэтому можно сделать вывод, что мифологическая русалка, в отличие от
андерсеновской, может иметь человеческие ноги (перебегает поля, прячется в
стогах сена).
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит...
Проследив за поведением и
местонахождением мифологической и андерсеновской русалок, можно сказать, что
отношения с людьми мифологической русалки в корне отличаются от отношений с
людьми русалочки Андерсена.
Убрав тему зла, причиненного человеком
русалке в то время, когда она еще была обычной женщиной, Андерсен в сказке не
противопоставляет, а сопоставляет и соединяет два мира — человеческий и
сказочный, двух существ — мифологическое
и человеческое. И соединяет их не вражда и месть, а любовь.
Любовь русалочки к принцу — главная, центральная тема сказки. Это тема не обычной человеческой любви, а любви романтической, обреченной, любви — самопожертвования, любви, которая не сделала героиню сказки счастливой, но которая бесследно для нее не пропала, потому что не сделала ее и окончательно