Пользовательского поиска
|
"петрушка", то она ответит
"ты ж моя душка" и защекочет до смерти. Если же скажешь
"полынь", она ответит "чур, тебя, сгинь!" и сама исчезнет.
Крапиву жгучую и осину нечистая сила вообще не любит. Русалкам страшен гром,
особенно весенний. Некоторые русалки-дети очень боятся первого весеннего грома:
после него они уже не могут ходить к людям под окна.
Глава 3.
Интерпретация мифологического образа русалки в сказке Х.-К. Андерсена
“Русалочка”
3.1. Происхождение и мир русалочки (в
мифологии и сказке Х.-К. Андерсена)
Происхождение мифологической русалки в
европейских, славянских мифах связано с ее изначально человеческой сущностью,
т. к. она из человека путем насильственной смерти превращается в русалку.
Женщина теряет человеческую сущность и становится существом потустороннего
мира, живущим после смерти. Жизнь после смерти, по представлениям наших
предков, существовала в самых разных вариантах: вампиры, привидения, водяные и
т. д. Превратившись в русалку, это существо мстит людям за свою гибель. Живет,
обитает она при этом в человеческом мире. Особой сказочной среды обитания у
мифологической русалки нет. В предыдущей главе (№ 2) мы останавливались на
видах мифологических русалок и местах их обитания. Напомним, что они живут в
полях, в лесу, на деревьях, в воде. Нет и границ между человеческим миром и
русалочьим. Русалка легко вступает в контакт с человеком и находится с ним в
сложных отношениях.
Андерсен, стирая грань между сказкой и реальностью, оставляя за своей героиней некоторые мифологические черты, русалочку изначально делает существом особого мира, иного, сказочного. Русалка Андерсена — это русалка не мифа, а сказки, так как именно сказка предполагает наличие особого мира, особого царства, отделенного от человека некой границей. Этой границей в сказке Андерсена становится поверхность воды. Эта та грань, куда не пускают русалочек, потому что они живут в другом мире. Этот мир особый, он наделен множеством конкретных черт и деталей. Но жизнь в нем строится по типу жизни и отношений человеческого мира. Человеческие отношения, человеческие характеры, вполне человеческие занятия, человеческое обустройство жилья и семьи. Вот как рисует автор мир русалок в сказке. “На самом дне живут русалки. Не подумайте, что там, на дне, один белый песок; нет, там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, как