Пользовательского поиска
|
Интерпретация
мифологического образа в сказке “Русалочка” Х.- К. Андерсена
Если читателю предложить перечислить
героев именно волшебной сказки, то, в первую очередь, он назовет мифологических
персонажей: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей и т. д. Эти герои персонифицируют
те или иные явления природы, то есть созданы народным сознанием именно как
мифологические.
В мировой литературе часто встречаются
такие примеры, когда мифологический образ может являться источником не только
фольклорных, но и авторских литературных произведений.
Сопоставление героев фольклорных и
литературных представляет особый исследовательский интерес. Одной из проблем,
волнующих исследователей, является проблема адекватности мифологических.
Очевидно, что образ Кощея Бессмертного в варианте В. А. Жуковского “Сказка о
царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о
премудростях Марьи-царевны, Кощеевой дочери” отличается от образа Кощея,
который используется в русских народных сказках.
Предметом нашего исследования является
образ русалки. Современные дети знают ее, к сожалению, не столько по сказкам,
сколько по Диснеевским мультфильмам.
В фольклорных сказках русалки
встречается очень редко. Но в литературных сказках этот образ очень
распространен. Русалку мы встречаем у В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, В. В.
Набокова, И. В. Гёте. И, конечно, всемирно известна русалка, вернее, русалочка,
созданная талантом и фантазией великого датского сказочника Х.-К. Андерсена.
Вообще же русалки — героини легенд, преданий, поверий, обрядов. Они живут в
воде, отличаются от человека рыбьим хвостом и вступают с человеком в сложные
отношения.
Мы ставим целью данного исследования
определить, в какой степени датский писатель Х.-К. Андерсен использует в своей
сказке “Русалочка” мифологический образ, как его интерпретирует, как и почему
изменяет и разрушает его.
В связи с этой целью ставится конкретная задача: сопоставить мифологические представления о русалках с художественным образом сказки Х.-