Пользовательского поиска
|
лидерства
государственных учебных заведений именно образовательная и профориентационная
работа остается чуть ли не единственным средством оптимизации государством
трудовых ресурсов. Собственно, государство и продолжает эту деятельность,
только теперь она передана службе занятости и в результате не предотвращает
снижение конкурентоспособности молодежи а борется с ее последствиями.
Нерассмотренной
до сих пор осталась та часть причин современного положения дел, которая связана
с социальными стратегиями правящих элит российского общества. Данная тема
должна являться предметом самостоятельного политологического исследования и
следовательно не будет детально анализироваться в настоящей работе.
Представляется уместным ограничиться фиксацией лишь самых существенных моментов
данной проблемы.
Реформаторское
правительство, оказавшееся у власти к 1992 г. при проведении экономических
преобразований руководствовалось, как известно монетаристскими экономическими
теориями. С точки зрения концепций такого рода, процессы, происходящие в
экономике подчиняются в первую очередь механизмам финансовых процессов,
управление экономикой во всех ее аспектах возможно через управление денежными
потоками этой экономики. В соответствии с этими представлениями и были
проведены в жизнь реформаторские мероприятия, получившие отдающее цинизмом
название «шоковой терапии». Главным средством экономической политики на этом
этапе был расчет на способность рынка к саморегулированию. Применительно к
рынку труда это, безотносительно к прочим последствиям реформ, должно было
привести к преодолению трудоизбыточности, а значит, к массовому росту
безработицы: масштабы избыточной занятости в СССР составляли по современным
оценкам до 15 млн. человек. На деле же «саморегулирование» рынка привело еще и
к массовой остановке предприятий, ставших нерентабельными, к сокращению
финансирования бюджетных организаций и массовому оттоку рабочей силы, занятой в
этих организациях и т.п. По большому счету, монетаристская политика в вопросах
занятости совпадала с радикальным вариантом изложенных в начале работы
либералистских подходов.
2.2. Практика подходов к
проблеме занятости и современные концепции правительства. Степень
прогнозируемости ситуации
Монетаристское правительство Гайдара при всем желании, разумеется, не могло быть до конца последовательным в вопросе занятости, т.е. не было в состоянии закрыть все нерентабельные государственные предприятия, снять с предпринимателей все правовые барьеры для освобождения от избыточной рабочей силы и полностью положиться на возможности стихийного рынка – в этом случае социальный взрыв был бы совершенно