Пользовательского поиска
|
действительно,
далеко не на высоте. Едва ли не все авторы, пишущие о проблемах
профессиональной подготовки молодежи, отмечают неприемлемую в сегодняшней
ситуации негибкость учебного процесса. Проявляется она в отсутствии
вариативности по срокам обучения, его содержанию и временному режиму (все это
делает проблематичным совмещению очной учебы с работой), отсутствует и система
постепенной профессиональной адаптации к условиям будущего труда.
В
целом адаптивные функции образования сегодня эффективны лишь в очень низкой
степени. В 90-е гг. негативные тенденции предшествующего времени стали
доминирующим, от высшего образования в значительной мере оказались отсечены
представители сравнительно низких социальных статусов. В функционировании вузов
все более отчетливо и выступает в результате тенденция к воспроизводству не
профессиональной принадлежности, а именно этого статуса, заметим, что
возможность будущего трудоустройства студенты вузов связывают чаще всего не с
высоким профессионализмом, приобретенным за годы учебы, а с содействием
родственников и друзей.
Именно
сфера профессионального образования и видится одним из главных предметов
социальной работы с молодежью. В ситуации, когда исчезнувшая на глазах стройная
(безотносительно к вопросу о ее идеологическом содержании и адекватности
запросам общества) система социализации молодежи советского периода не заменена
ничем вразумительным, обучение любой профессии должно приобрести осознанную
социальную направленность. Социальное обучение должно обеспечивать срочные
адаптивные реакции и основу формирования новых программ поведения, основных
элементов качества профессионального потенциала молодежи: профессиональной
готовности, социально-психологической готовности и условий эффективной
занятости. Социальное обучение, по нашему мнению, должно входить в систему
подготовки любой профессии, быть обязательным компонентом в подготовке специалиста
любого уровня. В рамках индивидуализированного социального обучения
предполагается формирование индивидуального стиля социального поведения,
учитывающего особенности индивида, обеспечивающего эффективное взаимодействие с
социальной средой.
Трудности
реализации профессионального потенциала молодежи усугубляются отсутствием
четкой и целостной модели трудовой карьеры как системы социальных и
экономических стандартов в России. Сегодня актуализируется необходимость
перехода к принципу содействия долговременному планированию карьеры молодого
поколения в отличие от прежнего принципа подбора конкретного вида деятельности.
В упомянутой выше статье Н. Федотова выделяет пять типологических групп поведенческих стратегий молодежи на рынке труда: две пассивные рефлексивно-