Пользовательского поиска
|
Действительно,
можно говорить о том, что отмеченные выше явления, особенно связанные с
социальными девиациями, в настоящий момент институциализировались и получили
возможность для устойчивого самовоспроизводства. Тем не менее, явная
трансформация отношения к труду по найму свидетельствует о том, что
неоднократно отмеченная нацеленность поколения 90-х на легкую наживу, не
стесненную никакими ограничениями, постепенно уступает ориентации на нормальный
труд. Позволяют на это надеяться и процессы в экономике, такие как прекращение
спада производства и даже некоторый его рост: нынешняя профессиональная
структура общества вероятно стабилизируется и окажется в состоянии выработать
традиции преемственности.
Те
изменения, о которых шла речь выше, говорят о возможности изменения ситуации в
лучшую сторону. В тоже время, продолжают сказываться как прежние кризисные
тенденции, так и новые. К числу первых относится сохранение прежних
социально-демографических характеристик безработицы – и их преодоление выглядит
как наиболее затруднительное: смена демографических волн, разумеется, не
зависит от сиюминутных изменений экономической конъюнктуры. Напряженность на
рынке труда, вызванная вступлением в трудоспособный возраст поколения 80-х
будет в течение некоторого времени усиливаться. Думается, что вряд ли изменится
в лучшую сторону ситуация, когда ей на смену придет малочисленное поколение
реформенного периода, впрочем, причины такого положения вещей связаны уже не
столько с демографией, сколько с формировавшимися в 90-е социальными
стереотипами.
Важный
момент, от которого зависит положение на рынке труда молодежи и в целом ее
адаптация в профессиональной - взаимодействие системы профессиональной
подготовки со сферой труда, уровень их взаимной интеграции, соответствием
содержания, структуры профессионального образования не только запросам
реального рынка рабочей силы, но и перспективам его развития.
Недостаточная эффективность профессионального образования обусловлена не только отсутствием учета тенденций рынка труда, но и рядом других причин. Во-первых, не очень понятно, в чем конкретно состоят эти тенденции в каждый данный момент времени. Так исследователи, работавшие в самом конце 90-х и использовавшие, естественно, несколько более ранний материал, т.е. материал середины 90-х утверждают, что система образования готовит слишком много специалистов сферы материального производства в ущерб другим отраслям; сегодня же сетования на нехватку квалифицированных молодых стали лейтмотивом работников службы занятости, которые не в силах удовлетворить предъявляемый со стороны работодателей спрос. Во-вторых, несмотря на отмеченную противоречивость оценок, подготовка профессиональных кадров в наше время,