Пользовательского поиска
|
Поэтому,
несмотря на более жесткую конкуренцию за рабочие места, менее
конкурентноспособные молодые работники формируют заметную группу на частных
предприятиях. Отмеченный же выше контраст свидетельствует о том, что частный
предприниматель как работодатель и молодой работник еще «не нашли» друг друга в
полной мере. О том, что перспективы у развития их отношений есть, говорит как
отмеченный выше факт неготовности к самостоятельному предпринимательству
большинства, так и то, что по данным упомянутых выше авторов, перспективы
улучшения своего материального положения молодежь в массе своей связывает с
работой по найму на полную ставку (66,4 %).
Основой
отмеченного выше отношения к труду по найму были явления просто-таки
революционной трансформации социальной структуры начала – середины 90-х.
Применительно к реалиям рынка труда она выражалась, во-первых, в крайне низком
уровень межпоколенной профессиональной преемственности (от 3 до 7 процентов в
разных профессиональных группах). Учитывая, что речь идет о наиболее массовых
профессиях, можно предвидеть печальную перспективу воспроизводства
профессиональной структуры в российском обществе.
Во-вторых,
происходило интенсивное перераспределение молодежной занятости в сферу распределения
и обмена: посреднической деятельностью, оказанием разного рода услуг и
финансовыми операциями стали заниматься в 12 раз больше молодых людей, чем в
дореформенное время.
В
принципе для развитых рыночных отношений эти процессы могут считаться оправданным,
скажем, как перераспределение занятости в случае временного перепроизводства. В
условиях же нецивилизованного в правовом отношении российского рынка, тем более
развала производства, это, по оценке ряда авторов, вело к формированию у
молодежи извращенной мотивации труда, к распространению в ее среде
неэкономических форм распределения (рэкет, вымогательство, мошенничество).
Данные
процессы, к тому же, происходили на фоне резкого снижения жизненного уровня
молодежи и негативно сказывается на развитии потребления. Вместе с тем через
средства массовой информации активно формируется стереотип легких заработков,
усиливается реклама досуговой индустрии. Разбалансированность уровня доходов и
уровня потребления, вызванная этим, приводит к деформации интересов как в сфере
труда, так и потребления, к конфликту мотивов в этих сферах. Высокая
неудовлетворенность, материальным положением конфликтует, как отмечает В.
Чупров, в сознании молодежи с низким уровнем потребности в труде.