Пользовательского поиска
|
1 Мировая и отечественная теория и
практика проектирования и совершенствования организационных структур управления предприятием
1.1 Организационная
структура управления предприятием. Понятие и виды
Организационная
структура – это целостная система, специально разработанная таким образом,
чтобы работающие в её рамках люди могли наиболее эффективно добиться
поставленной цели [23, с. 56].
Организационная
структура определяет соотношение (взаимоподчиненность) между функциями,
выполняемыми сотрудниками организации. Она проявляется в таких формах как
разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия
должностей, внутриорганизационные процедуры и является необходимым элементом
эффективной организации, поскольку придает ей внутреннюю стабильность и
позволяет добиться определенного порядка в использовании ресурсов.
Организации
можно классифицировать по трем основным типам построения организационной
структуры управления:
Линейно-функциональные
схемы организационных структур исторически возникли в рамках
фабрично-заводского производства и явились соответствующей «организационной»
реакцией на усложнившееся производство и необходимость взаимодействия при
изменившихся условиях с большим количеством институтов внешней среды (массовый
потребитель, финансовые организации, международная конкуренция,
законодательство, правительство и т.п.). Основой этой схемы (рисунок 1.1)
являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и
обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые
на «ресурсной» основе: кадры, финансы, производство и т.д.
Рисунок
1.1 - Линейно-функциональная организационная структура