Пользовательского поиска
|
Таким образом, научное управление
Тейлора механистически подходило к трудовому устройству работников на
предприятии, при котором единственным элементом мотивирования, являлся элемент
оплаты труда, и, к тому же – единственной движущей силой самих работников.
Перенос
центра тяжести в управлении с задач на человека
является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений,
зародившейся в современном менеджменте в 20—30-е гг. Создателем этой школы
является Элтон Мэйо (1880—1949). Принципиальным этапом в разработке этой
концепции явилось участие Мэйо в проведении так называемого Хоуторнского эксперимента (20 –30 гг.), который заключался в определении
влияния на производительность труда работников освещенности, продолжительности
перерывов и ряда других формирующих условия труда факторов. В результате
оказалось, что производительность труда почти не зависит от изменений
освещенности и других исследуемых факторов. Мейо пришел к выводу, что высокая
производительность объясняется особыми отношениями между людьми, их совместной
работой. Данное исследование также показало, что поведение человека на работе
и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных
условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между
собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами. Эти
выводы были в корне отличными от положений
научного менеджмента, так как
центр внимания переносился от задач, операций или функций, выполняемых
рабочим, на систему взаимоотношений, на человека, рассматриваемого уже не как
машина, а как социальное существо.
Таким
образом, Элтоном Мэйо было доказано, что человек – это социальное существо,
имеющее не только потребность в содержательности труда и его оплате, но и
социальные потребности, которые необходимо удовлетворять.
Перенос
центра тяжести в управлении с задач на человека породил развитие различных бихевиористских теорий менеджмента (т.е.
теорий, основанных на поведении человека), развивающих или дополняющих идеи
школы социальных систем.
Известный теоретик менеджмента Мари Паркер Фоллет (1868— 1933) считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими, быть лидером, признанным рабочими, а не опирающимся на должностную власть. Ее трактовка менеджмента как «искусства добиваться результатов посредством действий других» во главу угла ставила гибкость и гармонию во взаимоотношениях между менеджерами и рабочими. Фоллет считала, что менеджер