Пользовательского поиска
|
задачи
и указание на неизвестное которое должно быть раскрыто на основании этих
условий.
Как
показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической
практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.
Первый
тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы
решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать
объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второй
тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью
использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий
тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие
между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости
выбранного способа.
Четвертый
тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между
практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у
учащихся знаний для теоретического обоснования.
Важнейшим
этапом проблемного обучения является побуждение учащихся к анализу фактов и
явлений действительности. Существует несколько способов прохождения этого
этапа.
Первый
способ – побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов,
внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность
учеников и проводит к активному усвоению новых знаний.
Второй
способ – использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении
учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе
наблюдения за природой и тому подобное. Проблемная ситуация возникает при
попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической
цели.
Третий
способ – расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск
путей практического решения. Примером может служить любая исследовательская
работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской и так далее.
Четвертый
способ побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности, поражающему
противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих
фактах.
Пятый
способ – выдвижение предположения (гипотез) формулировка выводов и их опытная
проверка.
Шестой
способ – побуждение учащихся к сравнению сопоставлению и противопоставлению
фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.