Пользовательского поиска
|
искать
новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть
закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.
Она
обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.
Психологической
наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной
познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Проблемная
ситуация ®
проблема ®
поиск способов ее решения ®
решение проблемы.
Полный
цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения
проблемы имеет несколько этапов:
·
возникновение проблемной ситуации,
·
осознание сущности затруднения и постановка
проблемы,
·
нахождение способа решения путем догадки или
выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
·
подтверждение гипотезы,
·
проверка правильности решения проблем.
Общие
функции проблемного обучения:
·
усвоение учениками системы знаний и способов
умственной практической деятельности;
·
развитие познавательной самостоятельности и
творческих способностей учащихся;
·
формирование диалектико-материалистического
мышления школьников (как основы).
Кроме
того проблемное обучение имеет специальные функции:
·
воспитание навыков творческого усвоения
знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
·
воспитание навыков творческого применения
знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные
проблемы;
·
формирование и накопление опыта творческой
деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем
и художественного отображения действительности).
Мыслительная
деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен
быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время
посильным для самостоятельного нахождения ответа.
Проблемная задача, в отличии от обычных учебных задач, представляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условие