Пользовательского поиска
|
модули»,
каждый из которых в свою очередь состоит из подобных же компонентов и
включается в модуль более высокого порядка. Иначе говоря, работа коры головного
мозга устроена по принципу: всякая проблема состоит из подпроблем (каждая из
которых является проблемой) и является частью более общей, более широкой
проблемы.
Описанные
результаты нейрофизиологических исследований в трудах Анохина П.К., Берталанфи
Л., Судакова К.В. и др. получили философское обобщение – была создана общая
теория функциональных систем, согласно которой «функциональная система может
быть представлена как совокупность модулей или рассматриваться как отдельный
модуль в структуре более общей системы».
Гносеологическое
(теоретико-познавательное) значение общей теории функциональных систем заключается
в следующем: всякая познавательная деятельность человека, в том числе и
учебная, есть деятельность системна, структура которой состоит из подобных же
структурных компонентов и в свою очередь включается в более общую, более
широкую деятельность (систему более высокого порядка). Стоит отметить, что
одним из проявлений такой организации познавательной деятельности является факт
иерархичности понятий – каждое понятие является и видовым и родовым для
каких-то других понятий. Кроме того, в свете общей теории функциональных систем
утверждается, что любая познавательная деятельность связана с некоторой узловой
проблемой, порождается ею и группируется вокруг этой проблемы.
Данный
теоретико-познавательный результат общей теории функциональных систем позволяет
говорить о методе узловых (укрупненных) проблем организации (систематизации)
знаний и познавательной деятельности, и, в частности, о методе укрупненных
проблем организации учебной деятельности. Этот факт стал основанием для
следующего утверждения академика Соколкова Е.А.: «Основу технологии модульного
обучения составляет принцип проблемного обучения».
Для
модульной технологии наиболее значимым является тот факт, что «методологические
принципы гуманитарных наук» есть принципы целостности, «неразрывного единства,
прогностического характера, неразрывной связи с практикой, экономической
направленности».
Соединением,
синтезом этого положения с методом укрупненных проблем организации учебной
деятельности является тезис о том, что «важнейшим средством осуществления
проблемного изложения является раскрытие теории и практики» в том числе и в
преподавании экономики в средней школе.
Итак, теория модульной организации работы коры головного мозга является физиологическим основанием построения модульной образовательной технологии преподавания