Пользовательского поиска
|
прежде
не вызывавший в организации группового страха еженедельный отчет у директора,
начинает его вызывать при соответствующем поведении директора. Однако отчету
предшествует звонок, который был сначала индифферентным раздражителем, но,
предшествуя всякий раз нервному совещанию, стал вызывать страх сам по себе
[21].
В
процессе мотивации сигнальный раздражитель носит специфический характер: в
качестве такого раздражителя выступает зафиксированная в психике модель
оптимального способа поведения, включающая соответствующий баланс и
последовательность усилий. Осуществляя это, работник ожидает того, что наступит
стабильный эффект – желаемый результат приложенных усилий. Так, однажды
приведшее к успеху предприятие становится предприятием как стабильно действующей
организации по извлечению тех или иных благ.
Эмоциональное
переживание, возникающее при ожидании работником некоторого желаемого события и
отражающее предвосхищаемую вероятность его реального осуществления, есть
надежда. Так, директор предприятия ощущает надежду, начиная новое предприятие
либо приступая к своим обязанностям впервые. Отсутствие надежды свидетельствует
либо о недостаточности желания достичь успеха в деле, либо о низкой оценке
вероятности наступления успеха [19].
Если
ожидание желаемого события неоднократно оправдывается, желание превращается в
уверенность. В этом случае мотиватор выступает уже как установка, то есть как
готовность, предрасположенность работника, возникающая при предвосхищении им
возникновения определенного стимула и обеспечивающая устойчивый характер
протекания активности по отношению к данному стимулу.
Предвосхищение
стимула при наличии стабильной ситуации ведет к предвосхищению результата.
Данное предвосхищение у сотрудников формирует определенный интерес. В свою
очередь, осознание интереса приводит к формированию мотивировки активности
работника. Мотивировка представляет собой сознательное объяснение и оправдание
тех или иных усилий. Если данные усилия составляют систему, оказывающую влияние
на состояние организации, мотивировка превращается в ее идеологию. Отсюда
обычно формируются идеалы и нормы в
организации [27].
Так, групповые нормы являются самым сильным фактором влияния на сотрудника, принадлежащего к определенной группе, особенно формальной, то есть к организации. Только при условии сообразования своего поведения с нормами