Пользовательского поиска
|
Действительно,
уже первое знакомство с Достоевским (а это было в школе при изучении
“Преступления и наказания”) повергло в состояние мучительного размышления об
этом писателе и человеке, захотелось понять его личность и его творчество.
Личность Ф. М. Достоевского и до сих пор остается для автора данной работы
непостижимой и волнующе-загадочной величиной, а его творчество — открытой
книгой человеческих судеб, сопоставимой разве что с Библией. Пожалуй, более
точно об этом сказал Н. Бердяев: “Достоевский был не только великий художник,
он был также великий мыслитель и великий духовидец” [Бердяев Н. Миросозерцание
Достоевского// Бердяев Н. О русских классиках. — М.: Высш. шк., 1993. С. 27].
Прав был философ и в том, что предлагал идти к Достоевскому через углубление в
его богатый и своеобразный мир идей.
Слово “идея” —
наиболее часто употребляемое у Достоевского слово. Верховным образом, которым
Достоевский уточняет свое понятие идеи, является образ “божественного семени”,
которое Бог бросает на землю, и из которого вырастает Божий сад на земле. Этим
определением идеи как семени Достоевский отграничивает свое понятие идеи от
платоновского. У Платона идея является лишь трансцендентной моделью земной
действительности, но никак не прорастающим на земле семенем.
Второй образ,
которым писатель уточняет свое понимание идеи, — это, по наблюдениям Ф.
Степуна, образ “тайны”. Идею, которой человек живет и в которую он верит,
Достоевский определяет как его “тайну”. Образы загадочных людей, загадочных
судеб, загадочных часов переполняют все его романы. Только наличие в человеке
некоей “тайны” превращает человека в личность; личность есть, по Достоевскому,
не что иное, как воплощенная идея. Из этого определения идеи как тайны личности
следует, что “семенной запас” потустороннего мира не может состоять из вполне
одинаковых семян; дабы идейное семя порождало личность, оно должно таить ее в
себе.
При этом открывается идея лишь взору, смотрящему на мир с надмирной высоты. Идея — это трансцендентные реальности. Они есть “прообразы бытия и силовые центры истории” [Степун Ф. Миросозерцание Достоевского// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 – 1931 годов. — М., 1990. С. 344]. Постижение их отвлеченному разуму недоступно, сущность и сила их открывается лишь целостному всеобъединяющему переживанию. И когда мысленно охватываешь творческий путь писателя — от писем к брату, писавшихся еще в юношеские годы, и первого романа “Бедные люди” до “Братьев