Пользовательского поиска
|
Наследуя
бахтинские традиции в понимании структурной организации художественных полотен
Достоевского, авторы этих монографий исследуют отдельные соотносимые с текстом
Библии сюжеты, мотивы, образы последнего романа писателя. Они подчеркивают лишь
некоторые детали жанрово-композиционного и типологического родства текстов,
которые разделяют тысячелетия.
Наиболее
существенное значение для нас имеют в этом смысле работы Г. Померанца
(Открытость бездне. Встречи с Достоевским. — М., 1990) и сборник статей уральских
ученых (Творчество Достоевского: искусство синтеза. — Екатеринбург, 1991), где
тема “библейское в системе романа Достоевского “Братья Карамазовы” раскрывается
наиболее полно и последовательно. Литературоведов интересуют конкретные формы и
способы включения библейских образов, мотивов, сюжетов, в образный строй
“Карамазовых”, в речь персонажей, в сюжеты и отдельные эпизоды, в цветовую
гамму романа и т. п.
Принимая
многие основополагающие принципы этих работ, мы не можем, однако, не заметить,
что некоторые из них в западном литературоведении уже давно общеизвестны. В то
время как отечественная наука не имела возможности обращаться к творчеству
Достоевского и объективно без партийно-идеологических шаблонов оценивать его
творения, западные ученые активно исследовали произведения писателя, их
формально-содержательные особенности, в том числе и в свете библейской
традиции.
Из рецензий Е.
Смирновой на работы Р. Л. Джексона (Dostoevsky’s Quest for Form/ A Study of His
Philosophy of Art. — Нью-Хавен – Лондон, 1966); Р. Бэлнапа (“Структура “Братьев
Карамазовых”. — Илинойс, 1967) и Д. Томпсон (“Братья Карамазовы и поэтика
памяти”. — Кембридж, 1991) явствует, что американские ученые вплотную изучают
внутреннюю форму последнего романа Достоевского, обращаются к прямым и скрытым
перекличкам произведения с библейскими мотивами, поучениями, притчами в свете
общекультурной традиции.
Среди опубликованных у нас работ западных ученых, затрагивающих тему воплощения библейского мироучения и образности в “Карамазовых”, назовем статьи Богдана Урбанковского (“Гуманизм трагический”, “Иисус Достоевского”), Р. Л. Джексона (“Вынесение приговора Федору Павловичу Карамазову”// Достоевский. Материалы и исследования. — Л., 1976. Т. 2; “Проблема веры и добродетели в “Братьях Карамазовых”// Достоевский. Материалы и исследования.