Пользовательского поиска
|
прыжок,
падение. Но в Алеше это ощущение иногда возникает. Писатель через использование
христианских образов-символов как бы стилизует своего героя. Это касается и
старца Зосимы, который очень часто цитирует Христа. “Кто меня поставил делить
между ними?“ (Лк. 12:14). “Тогда создается впечатление, что в ответ на боль и
крик мы слышим речи друзей Иова, что слишком четко ориентированный у врат рая
герой отвечает на жизнь словами, взятыми из запаса памяти, следами истины”
[Померанц Г. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. — М., 1990. C. 204].
Только в
критические моменты рождаются у Достоевского “подлинные” слова, неотделимые от
горения сердца, от боли и крови живой плоти. Эти слова могут быть неловки,
сбивчивы, неправильны, но они принадлежат другому уровню бытия, более
глубокому, чем слова-”следы”. Сущий (Бог в Писании) отвечает сущему, тому, кто
есть, кто вышел из инерции существования и в муках рождает новое бытие:
«Господи, прими меня во всем моем беззаконии, но не суди меня. Пропусти мимо
без суда Твоего... Не суди, потому что я сам осудил себя; не суди, потому что
люблю тебя, Господи! Мерзок сам, а люблю Тебя: во ад пошлешь, и там любить
буду, и оттуда буду кричать, что люблю Тебя во веки веков!” (Митя).
По
выдержанному слогу и используемым образам Достоевский приближался в этих словах
к языку псалмопевца Давида, он творит свое Слово ко Господу.
Заключение
Ф. М.
Достоевский прошел долгий сложный и мучительный путь духовных поисков ответов
на мировые вопросы о месте человека в действительном мире, о смысле
человеческого бытия. При этом Библия и личность Христа всегда выступали для
него одним из главных духовных ориентиров, определяющих нравственные,
религиозные и художественные принципы писателя. В связи с этим в работе
предпринята попытка показать глубокую имманентную связь, которая существует
между Всемирной Книгой человечества и последним романом писателя.
Мы пытались
обосновать и раскрыть положение о том, что христианский миф и библейский
контекст в целом активно участвуют в формировании и определяют идейный замысел
и художественную структуру романа “Братья Карамазовы”.
Занимаясь
специальным анализом последней, мы доказывали мысль о том, что “библейское”
органично включается в систему поэтики романа Достоевского:
·
составляет
особый план сюжетов, хронотопа, характеров;