Пользовательского поиска
|
композиционных,
стилевых и образных средств. В числе прочих изучаются и некоторые библейские
включения в художественную ткань повествования произведений писателя.
1.
В
конце 1960-х гг. появляется ряд работ отечественных ученых, обращающихся к
некоторым вопросам архитектоники произведений позднего Достоевского,
рассматривающих их отдельные структурные элементы в свете бахтинской традиции.
Между тем в
советском литературоведении складывается позиция, противоположная бахтинской в
определении художественных особенностей поздних романов Достоевского. Наиболее
последовательно этой точки зрения придерживается В. Ветловская в статьях
“Некоторые особенности повествовательной манеры в “Братьях Карамазовых” и
“Символика чисел в “Братьях Карамазовых”. Исследовательница отрицает бахтинский
принцип полифонизма Достоевского, тем самым утрачивает смысл тезис о единстве
организации романа и древнего жанра “мениппеи”, среди образцов которой Бахтин
приводит и произведения раннехристианской канонической и апокрифической
литературы.
В 1970-е годы,
которые характеризуются некоторым повышением интереса к последнему роману
Достоевского, в научной печати появляются работы советских литературоведов,
изучающих как идейно-содержательные, так и формальные особенности
“Карамазовых”, в том числе и в свете библейских аналогий:
Среди прочих
особенно интересной и полезной для нас является статья Г. Егоренковой “Поэтика
сюжетной ауры в романе “Братья Карамазовы”, разрабатывающая множественность
сюжетных планов романа и способы их взаимодействия.
Целый ряд
работ, посвященных проблемам анализа системы изобразительно-выразительных
средств в “Братьях Карамазовых” и идейно-тематического содержания романа,
которое обуславливает выбор именно этих средств, появляется в серии
«Достоевский. Материалы и исследования», выходящей с 1972 г.
Ряд положений
этих работ в качестве теоретических обобщений были использованы при написании
данного исследования. Помимо этого в работе использован ряд общих положений,
почерпнутых в монографиях, посвященных вопросам структурно-семантической
организации романов Достоевского, выявлению особенностей его художественного
видения.