Пользовательского поиска
|
человека, а
сам человек, уже подвергшийся искушению и поклонившийся сатане. Сравним: “И
отвечал сатана Господу, и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом
оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада
его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у
него, — благословит ли он Тебя?” (Иов, 1:9 – 11).
Великий
Инквизитор говорит: “Во имя этого самого хлеба земного и восстанет на тебя дух
земли, и все пойдут за ним... Знаешь ли ты, что пройдут века, и человечество
провозгласит устами своей премудрости и науки, что преступления нет, а стало
быть, нет и греха, а есть лишь голодные... они принесут свою свободу к ногам
нашим и скажут нам: ”Лучше поработите нас, но накормите нас”.
Тут одна и та
же тема: человек слаб, и его можно купить за земные блага. Только это
преподносится у Великого Инквизитора не как изъян творения, а как единственно
возможный миропорядок. “Это опять перед нами Иов, — пишет В. Розанов об
Инквизиторе, — но, сообразно новым тысячелетиям страданий и опыта, речь его
становится сложнее, мысль проникновеннее, да и он сам говорит уже не о самих
страданиях, не о странной причудливости своей только судьбы, но за все
человечество, за все века его необъяснимых судеб” [Розанов В. О Достоевском.
(Отрывок из биографии, приложенной к Собр. соч. Достоевского) // О Достоевском.
Творчество Достоевского в русской мысли 1881 – 1931 годов. — М., 1990. С. 73].
Бунтарские
мотивы “Книги Иова” преломляются в романе Достоевского в главе “Бунт” и связаны
с вопросом о страданиях невинных. Достоевскому хорошо была известна точка
зрения, согласно которой, человек очищается от своих грехов только через
страдания. Человеческие страдания неисчислимы, а со времен Иова неимоверно
возросли. Никто не станет этого отрицать, и, как утверждает Иван Карамазов и
старец Зосима, никто в этом не виноват.
Однако Иван Карамазов видит только страдания и потому не может принять божий мир. Бог молчит и не откликается на плач невинно пострадавших, по словам Иова: “В городе люди стонут, и душа убиваемых вопиет, и Бог не воспрещает этого” (Иов, 24:12). Иван отвергает оправдание зла, принятое героем в конце “Книги Иова”. Он ослеплен жизненной правдой о том, что люди должны страдать, и восстает против такой жестокости”. Бунтарские мотивы ”Книги Иова” явственно звучат и в эпизоде сна Мити в момент ареста с его вопросами: “Да почему это так? Почему?.. Почему это стоят погорелые матери, почему бедны