Пользовательского поиска
|
дорогу к
Христу. Он, стоящий перед широко распахнутыми воротами в ад и одновременно
остающимися открытыми райскими дверьми, хочет исцеления, жаждет веры.
И хотя в
финале романа сознание Ивана по-прежнему расщеплено, он отшатывается от бездны,
раскрывшейся перед его глазами. Иван не восклицает как Фома: ”Господь Мой и Бог
Мой!” — но то, что он идет доносить на себя — символ духовного покаяния. Так
Достоевский утверждает, что от “расколотости” спасает только порыв к Христу.
Истина (в контексте символа веры) — это человеческая природа, доступная всем
искушениям, Павлово “тело смерти, проданное греху” (Римл. 7:24). Христос же —
порыв к новому Адаму, к высшей естественности и целостности.
Продолжая
исследование символики в последнем романе Ф. М. Достоевского, хотелось бы в
нескольких словах остановиться на символичности портретов героев. Так, в одной
из глав читаем о Федоре Павловиче Карамазове: ”Припомнив это теперь, он тихо и
злобно усмехнулся в минутном раздумье. Глаза его сверкнули и даже губы
затряслись”. Правомерна, на наш взгляд, будет аналогия с образом нечестивого,
который предстает в притчах Соломона: ”глаза гордые, язык лживый, и руки,
проливающие кровь невинных, человек лукавый, человек нечестивый, ходит со
лживыми устами” (Притчи Соломона, 6:13 – 18).
Попытка М.
Бахтина сблизить этот образ с традиционным карнавальным шутом, представляется
нам не вполне оправданной. “Эзоп, Пьеро“, — это антиюродство. Федор Павлович —
некоторый парадокс: пакостный и развратный, он в то же время прекрасно знает, с
какой стороны хлеб намазан маслом. Внешность его — внешность юродивого, но суть
— паясничающего безобразника. Юродство в высоком и первоначальном смысле — это
святость через позор, это распятие на кресте — самая позорная казнь у иудеев.
При этом в истинном юродстве за внешним безобразием стоит светлый Лик, а вот у
Федора Павловича этого света нет. Он из тех героев, “которые погрузились в
огненное озеро так, что уж и выплыть более не могут”, из тех, “что уж и Бог
забыл”. Эта фраза из уст Грушеньки, по свидетельствам современников,
чрезвычайно поразившая писателя в одном из разговоров и включенная в текст
романа, дает ключ для понимания его Космоса, где смерть человека на земле лишь
отражение гибели в мирах иных.
Р. – Л. Джексон пишет по этому поводу: “Причина смерти Федора Павловича Карамазова в том, что он нарушил священные человеческие, нравственные и