Пользовательского поиска
|
нераздельное”
единство двух природ: первой, назовем ее условно, божеской, обращенной к миру
как к единству; и второй — человеческой, обращенной к миру, расколотому на
множество фактов.
Анализируя
образную систему романа “Братья Карамазовы” с позиций библейских аналогий,
прежде всего, устанавливаем наличие в произведении собственно евангельского
образа Христа. Надо заметить, что и в самом Новом Завете этот образ освещен
по-разному в каждом из четырех Евангелий. У Матфея выделяется образ Учителя,
мыслителя, аргументирующего свое учение, авторитетно полемизирующего с
возражающими Ему и с любовью и вниманием относящегося к боли душевной и
телесной обращающихся к Нему. Целеустремленный стиль евангелиста, излагающего
каждое слово Христа и каждое событие, даже самое удивительное, как факт, не
нуждающийся в оговорке, объяснении или комментарии, способствует становлению
образа яркого, сильного и авторитетного.
Евангелие от
Марка — самое короткое. Образ Христа выделяется из Его действий и не менее чем
у Матфея, отличается авторитетом. Но Христос проявляется у Марка как бы в
разных ипостасях: то грозный, то лучезарный, то любяще-мудрый. Нет попытки
объединить эти разные проявления, но в этом образе совершенно нет
противоречивости. Ощущается непостижимость, но это не лишает его органичности.
В таком явлении образа можно предполагать применение принципа апофатического
богословия: божественность непостижима, неизобразима и прозревается,
угадывается через тайну, через несказуемое.
Евангелие от
Луки — самое описательное. В отличие от Матфея и Марка, Лука не ограничивается
прямой передачей слов и действий Христа. Он Его неоднократно описывает со
стороны, передавая Его чувства, реакции. Его историческое присутствие и общение
с окружающими людьми наиболее очевидно в повествовании Луки, но не менее чем у
других евангелистов, образ обобщается и утверждается одновременно через тайну и
величие Его Богочеловечества. При всей Своей человечности образ Христа
затмевает любой другой образ — Он не просто человек, а Бог, преображающий
человеческое Своим воплощением.
Евангелие от
Иоанна — текст скорее мистический, чем повествовательный. Он весь обращен на
прозрение божественного; образ Христа явлен в постоянном откровении
божественного Сыновства, величавый и трагичный. С волнующей настоятельностью
неотступно звучит Его исповедь — откровение божественного признания.