Пользовательского поиска
|
выражением
признательности — “сестра”. Это мгновенное забвение себя и рождает то, что
называют “прорывом фабульной детерминированности” [Егоренкова Г. Поэтика
сюжетной ауры в романе “Братья Карамазовы”// Филологические науки. 1971. № 5.
С. 33]. Героиня фабулы вдруг получает значительную роль в сюжете: она не просто
предмет раздора отца и сына, бывшая или будущая любовница, “блудница
Вавилонская”, она — “сестра”. И закономерен конец этого фрагмента, слова
Ракитина, обращенные к Алеше: “Что ж обратил грешницу?.. Семь бесов изгнал,
а?”. Это намек на библейский сюжет об изгнании Христом семи бесов из Марии
Магдалины (Лк. 8:1 – 2; Мк 16:9) уподобляет Алешу Христу, а Грушеньку —
раскаявшейся грешнице, исцеленной от злых духов и последовавшей за Учителем.
В отличие от
первого случая — воспроизведения библейского сюжета в развернутом виде — в этот
раз мы встречаем так называемый прием мифологемы (по определению Ю.
Вяземского), то есть репродукции библейского мифа в свернутом виде, в качестве
намека. Герой лишь упоминает отдельные понятия, факты и признаки,
характеризующие сюжетную ситуацию в Библии. Мы же, читатели, через множество
ассоциативных представлений восстанавливаем суть романической сюжетной
обстановки в свете евангельского мифа.
Другой прием,
который характерен для поэтики “фантастического реализма” Ф. М. Достоевского, —
скрытая сюжетная параллель, или библейская аллюзия. Примером таковой является,
на наш взгляд, одна серьезная ошибка в памяти Алеши, о которой он потом с
великим недоумением припоминал несколько раз в своей жизни. Этот странный
провал в памяти героя может быть связан опять-таки с историей искушения Христа,
но в ином модернизированном варианте.
Здесь следует,
по-видимому, разъяснить несколько затемненный первоначальный смысл слова
“искушение” в русском языке. “Искушение — соблазн, желание чего-нибудь
запретного”, — читаем в “Словаре русского языка”. В греческом же языке это
слово имеет значение — “проверка, испытание”. Подобно библейскому испытанию
Христа в пустыне (Лк. 4:1 – 13), Алеша выдерживает экзамен на любовь к брату:
”Алеша, отвечая, вдруг как бы вздрогнул, как бы нечто только теперь припомнив и
сообразив”. Он вспоминает об ударах Мити по тому месту на груди, где была
зашита ладанка с деньгами.
Скрытая сюжетная аналогия романа с евангельской историей призвана по-новому запечатлеть “мгновенный” прорыв фабулы и выход в мир вечности и вместе охарактеризовать человеческую личность как “неслиянное и