Пользовательского поиска
|
Психологический климат отражает преобладающий психический настрой;
совокупность отношений членов группы к условиям и характеру совместной
деятельности, к членам коллектива; к руководству организации [18].
1.2. Факторы формирования
социально – психологического климата
СПК коллектива, модель которого дана на
рис. 1.1., представляет собой систему, где, во-первых, все элементы взаимосвязаны; во-вторых,
элементы системы более высокого порядка тесно увязаны с другими (внешней
и внутренней средой предприятий, демографическими и личностными
характеристиками людей). Взаимодействие
этих элементов влияет на активность коллектива, а она, в свою очередь, на производственные и
социальные результаты деятельности,
которые определяют характер
внутренней и внешней среды предприятия.
На
социально-психологический климат коллектива оказывают влияние множество
объективных и субъективных факторов. Можно выделить, в первую очередь, факторы
внешней и внутренней среды предприятия. К факторам внешней среды относятся
общесоциальная экономическая и политическая
обстановка, уровень и условия жизни, культура.
Внутренняя
среда или внутренние условия жизнедеятельности коллектива весьма многообразны.
К ним относятся: организация и условия труда, действующая система
стимулирования, бытовые условия труда,
методы и стиль руководства,
уровень самоуправления и информированность коллектива.
Следует
отметить взаимообусловленность внешних и внутренних фактов и СПК (состояние
социального здоровья коллектива).
Внешняя
и. внутренняя среда взаимодействуют на
социально-психологический климат не
прямо, а косвенно, через восприятия
людей. Восприятие определяется принадлежностью людей к социальной группе в зависимости от
характера и содержания труда, места и
роли в иерархической структуре управления, профессии,
пола, возраста, семейного положения и образования, комплекса
социально-психологических характеристик (потребностей, интересов, мотивов
поведения).
Базовыми
компонентами системы СПК
являются ценностные ориентации
коллектива, установки и нормы поведения.
Социальные группы усваивают ценности, соответствующие их положению в обществе. Помимо этого каждая группа формирует собственную систему ценностей, существуют методики исследования ценностных ориентаций малых групп. При