Пользовательского поиска
|
Четвертый
слой групповой структуры фиксирует непосредственные эмоциональные контакты
между членами группы, не опосредованные коллективными целями деятельности,
установленными нормами поведения.
Межличностные
отношения являются базой в формировании социально- психологического климата в
коллективе. Наряду с данным термином в литературе используется и ряд других:
социально – психологическая атмосфера, морально – психологический настрой,
морально – психологическая обстановка.
В.Д.
Парыгин дает следующее определение социально – психологического климата:
«Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый
психологический настрой коллектива, который находит многообразные формы
проявления во всей его жизнедеятельности» [15, с.11].
Один
из видных исследователей социально – психологических проблем управления
трудовыми коллективами В.М. Шепель, определяя психологический климат как
эмоциональную окраску психологических связей, возникающих на основе близости,
симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей, выделяет три
климатические зоны.
Первая
– социальный климат, который определяется тем, насколько на предприятии
гарантировано соблюдение конституционных прав и обязанностей работников.
Вторая – моральный климат, определяемый
моральными ценностями, общепринятыми в коллективе.
Третья – психологический климат, под
которым понимает ту атмосферу, которая складывается между работниками,
находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
Несмотря на различие в подходах и
определениях социально – психологического климата, многие авторы сходятся на том, что
относительно устойчивый психологический настрой является в известной степени
целостной характеристикой коллектива, проявляется в межличностных отношениях, в
отношениях к трудовой ситуации, влияет на результаты производственной
деятельности, самочувствие, активность личности (положительно, нейтрально или
отрицательно).
Наиболее
глубоким по содержанию и степени разработанности является определение социально
– психологического климата, данное Ю.Л. Неймером. По его мнению, социально –
психологический климат коллектива - это внутреннее состояние коллектива,
отражающее его комплексную способность достигать стоящие перед ним цели [11].