Пользовательского поиска
|
Социальная
психология рассматривает коллектив как особое качество группы, связанное с
общей деятельностью. Это особое качество представляет собой продукт развития
групп, существующих внутри определенной системы социальной деятельности.
Можно
выделить основные характеристики, которые указываются различными авторами как
обязательные признаки коллектива [18].
Прежде
всего, коллектив – это объединение людей во имя достижения определенной,
социально одобряемой цели (коллективом не может быть хотя и сплоченная, но
антисоциальная группа, например, группа преступников).
Во
– вторых, это добровольный характер объединения, под которым понимается такая
характеристика группы, когда она «задана» не только внешними обстоятельствами,
но является для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими
отношений, на базе общей деятельности.
Существенным
признаком коллектива является его целостность. Это выражается в том, что
коллектив выступает как некоторая система деятельности с присущей ей
организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и
управления.
Наконец,
коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами,
которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием
коллектива.
Существует
несколько «моделей» развития коллектива, каждая из которых фиксирует особые
стадии в этом движении.
В
настоящее время психологи рассматривают следующие уровни групповой структуры:
Центральное
звено групповой структуры образует сама предметная деятельность группы, причем
это обязательно социально – позитивная деятельность. Степень развития группы
определяется тремя критериями: 1) оценка выполнения группой основной
общественной функции; 2) оценка соответствия группы социальным нормам; 3)
оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для
полноценного (или социально приемлемого) развития личности.
Второй
слой групповой структуры представляет собой фиксацию отношения каждого члена
группы к групповой деятельности, ее целям и задачам.
Этот
слой описывается не только как совпадение ценностей, касающихся совместной
деятельности, но и как развитие определенной мотивации членов группы,
эмоциональной идентификации с группой.
Третий
слой фиксирует собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью.