Пользовательского поиска
|
хронотопа в
целом. Нужно отметить, что двуплановость пространственно-временной организации
романа придает многозначность и повествованию, и изображению. Механизм
символизации элементов хронотопа в романе можно обозначить так: от аллегории и
эмблемы к широкому и многозначному обобщению-символу, часто библейскому по
своей природе. При этом “символика романной топики и временной организации
неизменно связана с изображением человека и его духовных движений, в
направлении от уединения и одиночества к единению и братству” [Куплевацкая Л.
Символика хронотопа и духовное движение героев в романе “Братья Карамазовы”//
Достоевский: Материалы и исследования. — СПб, 1992. Т. 10. С. 90].
На уровне
пространства это может быть обозначено как движение из “угла” — к “дороге” и
“простору”, причем обязательно через “порог” или “перекресток”, с которыми
связана ситуация нравственного выбора героев. Но если духовное движение Мити и
Алеши от “перекрестка” устремляется к “дороге” и “простору”, то Ракитина — в
“переулок” и к “каменному дому в Петербурге, куда можно напустить жильцов,
сдать углы” [Там же. С. 77].
Предельное
заострение момента выбора связано в романе с хронотопом “порога”, маркирующем
путь Ивана. В кризисные минуты герой оказывается способным прорвать сузившееся
до “черты” пространство и “ переступить” через себя, что равнозначно
библейскому “восшествию на крест”. Метафорика “креста” повторяется в романе,
означая нравственную Голгофу, — способность признать свою вину, пострадать “за
всех и вся” или отречься от себя во имя “всех”. Крест Ивана — его решение на
суде признать свою виновность в убийстве отца и тем освободить Митю. Но суд является
Голгофой и для Мити. ”Перекрести меня на завтрашний крест“, — просит он Алешу
накануне заседания. Грушенька на себя “крест взяла, став подругой подсудимого и
приговоренного к каторге Мити“.
В отличие от
братьев Алеша минует “крест” в своем духовном развитии: в ситуации кризиса
перед ним возникает видение Христа, который ”радость людскую посетил” и умножил
ее. В главе “Кана Галилейская”, воспроизводящей библейский сюжет (Иоанн 2:1 –
13), Алешин прорыв ко “всем и вся” построен на “преодолению замкнутого
пространства и раздвижения его до космической, но одушевленной
беспредельности”.
Об особенностях хронотопа “дороги” в “Братьях Карамазовых” нужно говорить, на наш взгляд, еще и потому, что ряды символических значений топики соотносятся в его структуре с библейскими понятиями “ада” и “рая”. Конечно, в