Пользовательского поиска
|
2.
В социометрическом критерии должна отражаться ситуация выбора партнера.
3.
Критерий не должен ограничивать возможности опроса.
4. Критерии должны быть значимыми и описывать
конкретную ситуацию.
Одним
из самых распространенных в социологических исследованиях является метод
опроса.
Опрос
- это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном
(интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии исследователя и
опрашиваемого. Ведущее положение опроса среди других методов сбора первичной
социологической информации объясняется тем, что вербальная информация богаче,
образней других видов информации и позволяет выяснить не только факты, но и
мнения, чувства, мотивы, относящиеся как к настоящему; так и к прошлому, и к
будущему. Информация, полученная при опросе, более надежна, легче поддается
формализации. Опросы классифицируются по самым различным основаниям.
По
характеру взаимосвязей социолога и pecпондента опросы различают на заочные
(анкетные) и очные (интервью). По степени формализации - на
стандартизированные (проводятся по заранее подготовленному плану) и
нестандартизированные (свободные). По частоте проведения опросы делятся на
одноразовые и многоразовые. Специфическим видами опроса являются
социометрический и экспертный опрос.
Широко
распространенным методом исследования, позволяющим в короткие сроки получить
значительную по объему информацию, является анкетный опрос.
Рассмотрим
еще один наиболее распространенный метод выявления мнений, суждений, оценок
членов коллектива - метод анкетного опроса.
Анкетный
опрос - это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в
момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов.
Основными
компонентами анкетного опроса являются: социолог, анкета и респондент.
Анкетный
опрос имеет своей основной целью получение определенных количественных
показателей, совокупно характеризующих составляющие социально-психологического
климата производственной группы в основных его проявлениях в сфере группового
сознания. При этом каждую из этих составляющих можно выразить следующими
показателями.
1.
С помощью групповой оценки состояния данной характеристики (например, оценки
отношения руководителя к подчиненным и оценки отношения подчиненных к
руководителю), полученной на основе индивидуальных оценок.
2.
С помощью групповой оценки удовлетворенности состоянием данной характеристики
(например, взаимоотношениями с руководителем группы)