Пользовательского поиска
|
3.
Выбранный критерий, по которому
проводится опрос должен быть однозначно понимаемым всеми членами группы.
4.
Опрос должен проводиться посторонним лицом.
Процедура
социометрического опроса состоит из
следующих этапов:
1.
Подготовительный, - на котором определяется проблема,
формулируются цели, задачи
исследования, определяется объект,
изучаются его социально-демографические характеристики.
2.
Социометрическая разминка - установление прямого контакта с членами группы, определение содержания социометрического
критерия.
3.
Опрос, включающий инструктаж респондентов, раздачу социометрических карточек,
их заполнение, сбор.
4. Обработка и анализ полученной информации.
Социометрический тест является
разновидностью опроса, в основе которого лежит социометрический
критерий.
Взаимоотношения,
между членами группы выясняются на основе следующих, процедур:
-
выбор, - выраженное желание сотрудничать с другими;
отклонение
- отрицательный выбор - выраженное нежелание индивида сотрудничать с другими;
- опускание - оставление одним индивидом
другого без внимания.
Социометрический критерий - это вопрос,
основным содержанием которого является выражение отношения к члену группы в какой-либо из ситуации.
При
проведении социометрических опросов применяются самые различные типы
критериев.
Производственные
критерии, используются для исследования межличностных отношений в
производственной деятельности. Это вопрос типа:
"С кем бы Вы хотели выполнять производственное задание?"
Непроизводственные
критерии. К ним относятся, вопросы типа:
"Кого бы Вы пригласили на свой день рождения?"
Прогностические
критерии - это вопрос типа: "Как Вы
считаете, кто из членов группы выберет Вас в качестве напарника ?»
Кроме
того, критерии бывают прямые и косвенные, положительные и отрицательные,
двойные и ординарные. Правила выработки критериев следующие.
1.
В содержании критерия должны отражаться взаимоотношения между членами
коллектива.