Пользовательского поиска
|
по
полу коллективах выше культура общения;
сочетание различных возрастных и образовательно-квалификационных групп
создает лучшие предпосылки для сокращения сроков адаптации; молодежные коллективы более
мобильны к освоению новой техники.
4.
Совершенствование взаимоотношений и
стиля управления. Взаимоотношения в коллективе - важнейший индикатор, указывающий
на состояние СПК в коллективе. Часто о взаимоотношениях судят по степени
конфликтности на определенном отрезке
времени. При этом нежелательны не
сами по себе конфликты, без них не может
быть жизненного процесса. Главное, чтобы
в результате их разрешения уходило все старое, мешающее развитию коллективов и
росту людей как личностей.
Важно
учитывать в практической работе по
совершенствованию СПК стиль руководства. Любая работа по совершенствованию
стиля руководства предполагает наличие его оценки, дифференцированной по
подразделениям. Очевидно, что стиль
руководства должен определяться уровнем развития коллектива и изначально
существующими в нем отношениями,
традициями, ценностями, нормами. В одних случаях наиболее эффективным
оказывается директивный стиль руководства,
в других - либеральный, направленный на общее руководство и дающий
возможность самоуправления и раскрытие потенциала каждого.
Таким
образом, регулирование СПК имеет
специфику в соответствии с уровнем формирования и
проявления климата. На уровне организации в целом наибольшую отдачу
дают материально-вещественные факторы (условия,
организация, стимулирование труда),
в малой группе - те факторы,
которые связаны с социально-психологическим настроем, межличностными взаимодействиями. На личностном уровне
главное условие благоприятного СПК - формирование устойчивой трудовой
мотивации.
1.4. Методы исследования
социально – психологического климата
Чаще
всего сбор первичной информации о коллективе начинается с анализа документов
(различных форм отчетности, положений, договоров и др. документации
предприятия).
Документом
в социологии называется специально созданный человеком предмет,
предназначенный для передачи и хранения информации.
Документы
можно классифицировать по целому
ряду оснований. По форме изложения документы могут быть
статистические и вербальные. Статистические документы содержат
данные и суждения в числовой форме. Основными источниками
статистических документов могут быть переписи населения, выборочные опросы, проводимые органами
государственной статистики, статистическая отчетность предприятий.