Пользовательского поиска
|
строе его
характеров есть что-то разрушающее представление о предмете исследования”
[Померанц Г. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. — М., 1990. С. 106].
Отсюда и невозможность уловить всю полноту смысла фразы, значения мотива,
образа, сюжета и идеи всего произведения. Достоевский открывает безграничные
возможности для философского осмысления и прочтения своего итогового романа.
Основные
приемы включения Библии в художественную ткань итогового произведения
Достоевского
Исследователи
давно установили многоплановость романа, где “текущая действительность
выступает в сложном сплаве с исторической и философской символикой”. “Если
существо всякого искусства заключается в символической многозначности его
образов, впервые сообщающей им измерение глубины и отличающей их от плоского
отображения действительности, то в больших романах Достоевского, — замечает С.
Гессен, — особенность эта доведена до своей почти предельной степени. Одно и то
же действие развивается в них в нескольких планах бытия” [Гессен С. Трагедия
добра в “Братьях Карамазовых”// О Достоевском. Творчество Достоевского в
русской мысли 1881 – 1931 годов. — М., 1990. С. 352]. Ученый выделяет в романах
Достоевского четыре уровня понимания действительности. В первом, наиболее
внешнем, эмпирическом плане развертывается собственно фабула романа, “случай
причудливым образом сталкивает не менее причудливых героев” [Там же. С. 353].
В другом —
психологическом плане рисуется столкновение страстей в человеческой душе, часто
трагическое в своей безысходности и ведущее к гибели. Однако, человек для
Достоевского — менее всего только простое игралище судьбы или собственных
страстей. Оба эмпирических плана действия связаны у Достоевского с более
глубокой, позади них лежащей действительностью, с сверхчувственной реальностью
идей, которые для писателя суть подлинные движущие силы действия.
Впрочем, говорит С. Гессен, и тот метафизический план не есть у Достоевского последний; своей сущностной реальностью он обязан еще более глубокому слою бытия. Именно о нем Достоевский говорит: ”Здесь борются дьявол с Богом, а поле битвы — сердца людей” [Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. — Л., 1976. Т. 14. С. 100]. “В том, как все эти сферы бытия сопряжены друг с другом и переплетены в единую ткань совокупного