Пользовательского поиска
|
истории,
которая наделяет рассказы общим смыслом, общей целью. Они связываются
вертикально... В каждой значительной фигуре Ветхого Завета, от Адама до
пророков, воплощен момент этой вертикальной связи” [Ауэрбах Э. Мимесис. — М.,
1976. С. 38].
А вот другая характеристика,
данная В. Розановым стилю Достоевского: “Среди хаоса беспорядочных сцен,
забавно-нелепых разговоров (быть может, умышленно нагроможденных автором) —
чудные диалоги и монологи, содержащие высочайшее созерцание судеб человека на
земле: здесь и бред, и ропот, и высокое умиление его страдающей души. Все в
общем образует картину, одновременно и изумительно верную действительности, и
удаленную от нее в какую-то бесконечную абстракцию, где черты высокого
художества перемешиваются с чертами морали, политики, философии, наконец,
религии везде с жаждою, скорее потребностью не столько передать, сколько
сотворить, или по крайней мере переиначить”. И думается, совсем не случаен
вывод, который делает В. Розанов: “Удивительно: в эпоху, существенным образом разлагающуюся,
хаотически смешивающуюся, создается ряд произведений, образующих в целом что-то
напоминающее религиозную эпопею, однако со всеми чертами кощунства и хаоса
своего времени” [Розанов В. О Достоевском [Отрывок из биографии, приложенной к
Собр. соч. Достоевского// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской
мысли 1881 – 1931 годов. — М., 1990. С. 69].
Вячеслав
Иванов подтверждает эти идеи В. Розанова собственными художественными поисками
в области формального устройства последних произведений Достоевского.
“Утвердить чужое “я” не как объект, а как другой субъект”, — таков по Иванову
принцип мировоззрения Достоевского [Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия//
О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 – 1931 годов. — М.,
1990. С. 182].
Этот
этико-религиозный (библейский) постулат определяет содержание и
формально-композиционные построения поздних романов Достоевского. “В новой
истории трагедия почти отрывается от своих религиозных основ, и потому падает”,
— утверждает Вяч. Иванов, анализируя путь развития европейской
послешекспировской трагедии [Там же. С. 183]. Достоевский же, хотя он писал не
трагедию, а всего лишь “роман-трагедию”, возродил мифологическое и религиозное
чувство, исконно присущее трагедии как жанру. Отсюда его поиски в романах
Достоевского рудиментов древнего мифологического мировоззрения.