Пользовательского поиска
|
нет абсолютных
ценностей: абсолютной красоты, совершенного нравственного добра, совершенной
полноты жизни. Если Бога нет, то “все позволено”. Каждый человек и любой
творимый им поступок в мире без Бога — относительны. В романе Дмитрий
Карамазов, встревоженный беседами с Ракитиным, отрицавшим Бога, говорит Алеше:
“Меня Бог мучит. Одно только это и мучит. А что как Его нет? что если прав
Ракитин, что это идея искусственная в человечестве? Тогда если Его нет, то
человек шеф земли, мироздания. Великолепно! Только как он будет добродетелен
без Бога-то? Я все про это. Ибо кого же он будет тогда любить, человек-то? Кому
благодарен-то будет, кому гимн воспоет?... У меня одна добродетель, а у китайца
другая — вещь, значит, относительная. Или нет? Или не относительная?” [Там же.
С. 32].
Апостол Павел
говорил: ”По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе,
какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра
умрем!” [1 Кор. 15:32]. “Кто знает жизнь Апостола Павла и содержание его
Посланий, — отмечает Н. Лосский, — тот понимает, что он имел в виду такое же
положение, как и Достоевский в своем последнем романе: если нет Бога, нет и
бессмертия души человеческой, а, значит, в мире нет подлинного добра и
нравственное поведение, которое было бы абсолютной ценностью, неосуществимо”
[Левина Л. “Новый Иов” в творчестве Ф. М. Достоевского и в русской культуре XX
века// Достоевский: Материалы и исследования. — СПб, 1994. Т.11. С. 90].
Можно было бы
продолжить рассмотрение философско-религиозных проблем, которые писатель
затрагивает в своем великом произведении, опираясь на собственный религиозный опыт,
на опыт своего понимания учения Священного Писания и Отцов Церкви. И мы увидели
бы вновь тесную связь в ответах на “мировые вопросы”, которые дает Библия, и
которые провозглашают герои “Карамазовых”. (Среди них, например, вопросы: Бог и
мировое зло; человек и абсолютные ценности — Свобода, Добро, Любовь; бессмертие
и царство Божие; Иисус Христос как воплощение Идеала человека и мн. др.).
В данной работе мы ограничимся лишь кратким экскурсом, отметив, что, безусловно, задумав романические циклы “Атеизм” и “Житие великого грешника”, из которых впоследствии складывается общий замысел “Братьев Карамазовых”, Достоевский не мог не обратиться в разрешении вечных вопросов к опыту основополагающей книги христианского мировоззрения — к Библии. Концепция понимания человека и его жизни в романе — суть отражения библейского