Пользовательского поиска
|
Достоевский
открывает высшие истины, художественно запечатленные в его произведениях.
Библия, по существу, в последние годы становится для писателя одним из главных
источников идей, создающих философско-религиозный подтекст романов. Говоря об
особенностях своей эпохи, Достоевский указывал как на одну из главнейших черт
ее пробуждение у самых широких слоев населения сознательного интереса к таким
глубоким, коренным вопросам человеческой жизни, которые в другие, менее
напряженные, “мирные” эпохи не вставали с такою силою перед большою массою
людей, a служили предметом размышления для немногих. “Теперь в Европе все
поднялось одновременно, все мировые вопросы разом, а вместе с тем и все мировые
противуречия”, — писал автор «Карамазовых» в 1877 году [Там же. С. 459].
Эта острота
“мировых противуречий” получила яркое отражение в романе. Как для всякого
религиозного человека, в центре всего миропонимания Достоевского стоит Бог —
“важнейший мировой вопрос”. В Библии — каноне христианской веры — Бог
открывается для человека как Существо столь совершенное и прекрасное, что душа
человеческая наполняется чувством безмерной “радости о Господе”. Все бедствия
людской жизни, все жалкие нужды ее бледнеют и отступают перед этой радостью.
Живое сознание того, что Бог существует, дает человеку само по себе величайшее
удовлетворение, и из сердца его вырывается восторженная хвала Господу: “Хвалите
Господа с небес, хвалите Его в высших. Хвалите Его, все ангелы Его, хвалите
Его, все воинства Его. Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его, все звезды
света” [Пс. 148:1 – 3].
Дмитрий
Карамазов, сидя в остроге и предвидя работу на рудниках в каторге, восклицает в
беседе с Алешей: “О да, мы будем в цепях, и не будет воли, но тогда, в великом
горе нашем, мы вновь воскреснем в радость, без которой человеку жить
невозможно, а Богу быть, ибо Бог дает радость, это его привилегия великая... Да
здравствует Бог и его радость! Люблю его!” [Достоевский Ф. М. Полное собрание
сочинений: в 30 т. — Л., 1976. Т. 15. С. 31].
Глубокая вера в Бога, по Достоевскому, дает твердую опору во всех превратностях судьбы. Отсюда в душе человека возникает спокойствие за судьбу мира и свою личную жизнь. “Господь, твердыня моя и прибежище мое, избавитель мой, Бог мой, — скала моя; На Него я уповаю” [Пс. 17: 3]. Кто отрицает существование Бога, тот самым этим отрицанием вносит в свое миропонимание невознаградимую потерю. Бог в христианском каноне — первичная, абсолютная и всеобъемлющая ценность. Если же отрицается Бог, то выходит, что внутри мира