Пользовательского поиска
|
Введение
Обращение к
теме “Библия в системе поэтики романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” не
случайно и вызвано рядом обстоятельств. Прежде всего, этот вопрос сравнительно
мало изучен в отечественной критике и литературоведении. Большинство
исследователей занимал идейный диалог Библии и последнего романа писателя.
Преходящая острота этой проблематики зачастую заслоняла глубинные и устойчивые
структурные моменты его художественного видения. Часто (в особенности
применительно к “Карамазовым”) почти вовсе забывали, что Достоевский прежде
всего художник (правда, особого типа), а не философ и не публицист.
Специальное
изучение включения библейского пласта в художественную ткань “Братьев
Карамазовых” остается актуальной задачей отечественной науки. Пока у нас не
вышло ни одной монографии, целиком посвященной этому вопросу. Статьи, особенно
активно появляющиеся в последнее время и дающие обильную пищу для дискуссий,
исследуют отдельные аспекты этой темы и не дают представления о целостном
решении вопроса.
Данная работа
также не претендует на полноту анализа обозначенной проблемы. Непосредственной
задачей ее является сравнительно-сопоставительный анализ изобразительных
средств, организующих библейское повествование и поэтическую систему “Братьев
Карамазовых” Достоевского. Речь идет не об изучении какой-то “чистой” формы, а
об изучении “сцепления мыслей”, по выражению Л. Н. Толстого.
“Сцепление
мыслей”, иными словами, система идей художника не может быть раскрыта без
проникновения в художественную форму его произведений. В художественной форме,
понимаемой как выражение идеи, заключаются такие оттенки мыслей, которые нельзя
уловить путем выявления прямо высказанных авторских суждений. С этой точки
зрения, изучая форму, мы постигаем последнюю тайну содержания.
В особенности
это можно отнести к Достоевскому — художнику острейших и глубочайших идей.
Форма его произведений — выражение гигантского идейного содержания,
сопоставимого по своей значимости, наверное, только с миром Священного Писания.