Пользовательского поиска
|
душевное,
глубокое воспитание, что нельзя и надеяться на скорое появление моих новых
сочинений”. А в июле 1844 года он писал Языкову: “Ты спрашиваешь, пишутся ли
“Мертвые души”? И пишутся, и не пишутся <…> Я иду вперед — идет и
сочинение, я остановился — нейдет и сочинение”. Эта работа была необходима
Гоголю, так как он понимал огромную ответственность писателя за свое слово, и
то влияние, которое оно окажет на других. В своем “Завещании” он также
высказывает мысль о высоком призвании искусства: “Я писатель, а долг
писателя — не одно доставленье приятного занятия уму и вкусу; строго
взыщется с него, если от сочинений его не распространится какая-нибудь польза
душе и не останется от него ничего в поучение людям” (Гоголь, т. 6, с. 11). А в
“Портрете” в уста уже очистившего свою душу художника Гоголь вложил слова о том
Божественном мире и благодарении Богу, которое вызывает в душе человека
произведение искусства, вдохновляемое Духом Святым: “Ибо для успокоения и
примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может
поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу”. В своей
повести Гоголь выразил глубокое понимание цели искусства: “Намек о
божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и потому одному
оно уже выше всего” (Гоголь, т. 3, с. 107).
Глава
2. “Мертвые души”
Первый том поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” был начат в 1842 году. Она мыслилась автором как огромное эпическое произведение, имеющее своею целью “объять всю Русь”. До нас дошел только первый том этого произведения и отдельные главы второго. О значении поэмы Гоголь писал А. О. Смирновой в 1845 году: “Вовсе не губерния, и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет “Мертвых душ”. Это пока еще тайна, которая должна быть вдруг, к изумлению всех (ибо ни одна душа из читателей не догадалась), раскрыться в последующих томах” (Гоголь, т. 6, с. 78). В поэме Гоголь сумел выставить наружу всю пошлость пошлого человека, а в последующих томах он хотел изобразить духовное возрождение своих героев. В “Четырех письмах по поводу “Мертвых душ” он писал, что “русского человека испугала его ничтожность более, чем все его пороки и недостатки” (Гоголь, т. 6, с. 78). Автор хотел, чтобы его поэма была полезна и для читателей, и для него самого. Изображая пошлость и убожество своих героев, он хотел, чтобы читатели обратились бы на самих себя и увидели бы собственные недостатки. О себе он