Пользовательского поиска
|
описанному в
“Портрете”. Когда художник понял, что, изобразив ростовщика, он поддался
нечистому, то оставил мир и ушел в монастырь, где проводил время в трудах и
подвигах покаяния. В 1845 году Гоголь сам хотел уйти в монастырь, оставив
литературное творчество. Об этом вспоминает в своих “Записках” дочь
православного священника С. К. Сабинина — Марфа Степановна Сабинина: “Он
<Гоголь> приехал в Веймар, чтобы поговорить с моим отцом о своем желании
поступить в монастырь. Видя его болезненное состояние, следствием которого было
ипохондрическое настроение духа, отец отговаривал его и убедил не принимать
окончательно решения”. О высоком авторитете С. К. Сабинина для Гоголя говорил
тот факт, что он включил его письмо “О почитании святых” в свой сборник список
из творений святых отцов. В Веймаре к С. К. Сабинину обращались многие из
гоголевского окружения — С. П. Шевырев, Погодин, Бодянский. Желание Гоголя
стать монахом звучит и в письме к графу А. П. Толстому “Нужно
проездиться по России”, включенном в книгу “Выбранные места из переписки с
друзьями”: “Нет выше звания, как монашеское, и да сподобит нас Бог надеть
когда-нибудь простую ризу чернеца, так желанную душе моей, о которой уже и
помышленье мне в радость” (Гоголь, т. 6, с. 85). О том, как должен художник
заботиться о душе своей, поскольку все его заблуждения могут стать соблазном
для других, говорит монах-художник своему сыну: “Да хранит тебя Всевышний от
сих страстей! <…> Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится”
(Гоголь, т. 3, с. 108). Эту же мысль Гоголь выразил позднее в “Авторской
исповеди”: “Но если он <писатель> <…> сам еще не воспитался так,
как гражданин земли своей и гражданин всемирный <…>, тогда ему даже
опасно выходить на поприще: его влияние может быть скорее вредно, чем полезно”
(Гоголь, т. 6, с. 226).
Для Гоголя художественное творчество было тесно связано с душевным очищением и духовным ростом человека. В “Портрете” художник, будучи в монастыре, прежде чем написать образ для церкви, сказал, что “трудом и великими жертвами он должен прежде очистить свою душу, чтобы удостоиться приступить к такому делу” (Гоголь, т. 3, с. 103). Сам Гоголь считал свой труд над “Мертвыми душами” неразрывным с внутренней работой над собой, о чем и писал в письмах сороковых годов. В письме Плетневу в октябре 1843 года есть такие слова: “Сочинения мои так связаны тесно с духовным образованием меня самого, и такое мне нужно до того времени вынести внутреннее сильное воспитание