Пользовательского поиска
|
Поэтому,
скорее всего, о. Матфей и не считал нужным отыскивать смысл в таком виде
искусства.
В письме к о.
Матфею от 9 мая 1847 года Гоголь объяснял цель своей статьи: "Статью о
театре я писал не с тем, чтобы приохотить общество к театру, а с тем, чтобы отвадить
его от развратной стороны театра. ‹...› Я только думал, что нельзя отнять
совершенно от общества увеселений, но надобно так распорядиться с ними, чтобы у
человека возрождалось само собою желание после увеселения идти к Богу —
поблагодарить Его ‹...›. Вот была основная мысль той статьи, которую я сумел
хорошо написать". И, далее, в том же письме: "Письмо о театре я
писал, имея ввиду публику, пристрастившуюся к балетам и операм" (Гоголь,
т. 9, c. 381).
Однако со
временем отношение Гоголя к этой проблеме изменилось. В 1842 году он писал М.
С. Щепкину: "Помните хорошенько, что уж от меня больше ничего не
дождетесь. Я не могу и не буду писать ничего для театра".
Заключение
В настоящей
работе предполагалось показать, как отразилось в творчестве Гоголя автобиографическое
начало. Материалом для раскрытия этой темы послужила переписка Гоголя,
воспоминания о нем современников и биографические труды, а также те фрагменты
его произведений, где он прямо говорил о себе.
В работе
рассматриваются три произведения Гоголя: “Портрет”, “Мертвые души” и “Выбранные
места из переписки с друзьями”. В первой главе, посвященной “Портрету”,
сравниваются две редакции повести. В работе мы приводим воспоминания
современников Гоголя о его пребывании в Риме и увлечении живописью. Особенно
большое значение для понимания отношения Гоголя к искусству имеет книга Н. Г.
Машковцева “Гоголь в кругу художников”, материалы которой приводятся в работе,
а также воспоминания А. О. Смирновой о нем. В повести "Портрет"
выразилось глубокое убеждение автора в том, что искусство может служить разным
целям, и главной задачей художника должно быть прославление Бога искусством. Об
этом аспекте повести писал Н. Котляревский в своей статье “Художественное,
философское и автобиографическое значение повести Гоголя “Портрет”, о которой
говорится в работе. Так, в “Портрете” отразились также собственные
художественные задачи и духовные устремления Гоголя.