Пользовательского поиска
|
ступенью к
христианству. В том числе может быть и театр, если будет обращен к своему
высшему назначению". Имея в виду, прежде всего, это "высшее
назначение" Гоголь писал свои пьесы. В письме "О театре" он
писал: "Надобно смотреть на вещь в ее основании и на то, чем она должна
быть, а не судить о ней по карикатуре, которую на нее сделали".
"Преуведомление"
для тех, которые пожелали бы сыграть как следует "Ревизора",
написанное в 1846-1847 годах, начинается такими словами: "Больше всего
надобно опасаться, чтобы не впасть в карикатуру". Так, целью комедии
"Ревизор" было обратить взгляд зрителей на самих себя, увидеть
собственные перчатки. Желая увидеть свою комедию на сцене, автор думал, прежде
всего, о той душевной пользе, которую она может принести.
Гоголь видел
достоинство театра в том, что этот вид искусства способен объединить одним
чувством сразу множество народу. Он писал в своем письме: "Театр ничуть не
безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение то, что в нем
может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа,
ни в чем ни схожая между собой, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним
потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом".
Подобную этому мысль Гоголь высказывал в "Театральном разъезде после
представления новой комедии": "А вон стонут балконы и перила театров:
все потряслось снизу доверху, превратясь в одно чувство, в один миг, в одного
человека, и все люди встретились, как братья, — в одном душевном
движенье". В "Театральном разъезде" Гоголь говорил также о
смысле искусства: "А вон, среди сих же рядов потрясенной толпы, пришел удрученный
горем и невыносимой тяжестью жизни, готовый поднять отчаянно на себя руку, — и
брызнули вдруг свежительные слезы из его очей, — и вышел он примиренный с
жизнью и просит вновь у неба горя и страданий".
Тем не менее,
письмо "О театре" встретило отрицательную оценку о. Матфея
Константиновского. Христианская церковь не считала влияние театра на общество
хорошим. Отцы и учители Церкви, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, а также
русские святители — митрополит Московский Филарет, Феофан, Затворник Вышинский,
позднее Св. Праведный Иоанн Кронштадтский обличали театральные зрелища. Гоголю
были известны "Толкования на Святого Матфея Евангелиста" Иоанна
Златоуста, где он писал о вреде театра.