Пользовательского поиска
|
наша звучала
не для современного ей времени, но чтобы, — если настанет наконец то
благодатное время, когда мысль о внутреннем построении человека в таком образе,
в каком повелел ему состроиться из самородных начал земли совей, сделается
наконец у нас общего по всей России и давно желанною всем, — то чтобы
увидели мы, что есть действительно в нас лучшего, собственно нашего и не
позабыли бы его вместить в свое построение".
§
6. "О театре"
Глава книги
"Выбранные места... ", "О театре, об одностороннем взгляде на
театр и вообще об односторонности" выражает не только гоголевское
отношение к театру, но и взгляд автора на искусство вообще.
Гоголь был
знаком с театром с детства. Его отец, Василий Афанасьевич, писал стихи и
комедии, сам играл в театре в Кибинцах. В этом селе было имение его дальнего
родственника Дмитрия Прокофьевича Трощинского. В Кибинцах Н. В. Гоголь видел
пьесы — "Недоросль" Фонвизина, "Подщипу" Крылова,
малороссийские сцены. В гимназии писатель сам играл в театре, открывшемся в
1824 году. В трагедии В. А. Озерова "Эдип в Афинах" Гоголь играл роль
Креонта, а также готовил декорации для спектакля. Он участвовал в
малороссийской комедии, присланной ему отцом. По словам Золотусского, Гоголь
обладал сценическим талантом: "Гоголь в этой роли не произносил ни слова,
он только двигался по сцене, покряхтывал, посапывал и почихивал, но зал не мог
удержаться от хохота. П. А. Кулиш писал о нежинском театре: "Театр
сделался страстью Гоголя и его товарищей, так что, после предварительных
опытов, ученики сложились и устроили себе кулисы и костюмы, копируя,
разумеется, по указаниям Гоголя, театр, на котором подвизался его отец: другого
никто не видал". Впоследствии им были написаны комедии
"Женитьба" (1833), Ревизор (1835), несколько драматических отрывков и
сцен.
В письме,
обращенном к графу А. П. Толстому, отразились мысли Гоголя о театре, которые
руководили им при написании его собственных пьес. Гоголь смотрел на театр как
на искусство, которое может послужить и благим целям.
Это такая кафедра, "с которой можно много сказать миру добра", особенно оно могло быть важно для светского общества, для людей, далеких от Христа. Он писал: "Свет не в силах встретиться прямо со Христом. Ему далеко до небесных истин христианства. Он их испугается, как мрачного монастыря, если не подставить ему незримые ступени к христианству ‹...› Есть много среди света такого, которое для всех, отдалившихся от христианства, служит незримой