В меняющихся экономических условиях
идет быстрый процесс морального устаревания концепций маркетинга, появляется
необходимость в выработке новых, более качественных концепций, основанных на
новой стратегической ориентации или ревизии старых.
При всем своеобразии организационных
форм маркетинга каждая из них должна соответствовать следующим критериям:
- гибкость,
мобильность, адаптивность. Данные свойства необходимы не только собственно
маркетинговой структуре фирмы, но и ее организационно – управленческому механизму
в целом. Служба маркетинга – это тот «приводной ремень», который задает
требуемый рынком ритм работы всей фирме, придает ему черты гибкости и
адаптивности к меняющимся рыночным условиям. Гибкость обеспечивается
возможностью оргструктуры своевременно менять свои формы при изменении
стратегических задач, причем возможность, к изменениям должна быть
заложена в самой структуре.
- простота
маркетинговой организационной структуры – непременное условие ее
эффективности. Усложненность структуры всегда вызывает удорожание процесса
управления, делает его более громоздким, следовательно, и менее
восприимчивым к происходящим переменам. Простота – это также одно из
условий эффективности связей между подразделениями службы маркетинга и
наличия небольшого количества ее звеньев.
- соответствие
масштабов, сложности структуры маркетинговой службы структурной и
пространственной расчлененности организационной структуры фирмы,
особенностям профиля ее деятельности, характеру стратегических целей и
соответствующих им задач.
- соответствие
организационной структуры маркетинга характеру реализуемых продуктов,
широте, полноте и глубине ассортимента. Это означает, что в любую
оргструктуру должен быть заложен в той или иной степени товарный принцип.
- ориентация
оргструктуры маркетинга при всех ее конкурентных различиях на конечных
потребителей. Любая оргструктура, не придерживающаяся данного принципа, в
конечном счете, обречена на неудачу.