Пользовательского поиска
|
намеки были
уже рассеяны в самых первоначальных моих сочинениях" (Гоголь, т. 9,
с. 440). О своих занятиях историей Гоголь писал в незаконченном отрывке,
представляющем собой, возможно, письмо к "Четырем письмам по поводу
«Мертвых душ»": "Читаю все вышедшее без меня по части русской
истории, все, где является русский быт и русская жизнь. Перечту сызнова всю
русскую историю в ее источниках и летописях. Поверю историей и статистикой и
древнего и нынешнего времени свои познания о русском человеке, и тогда примусь
за труд свой".
Так, основной
мотив "Мертвых душ" — дорога, по которой путешествует Чичиков,
перекликается с главной идеей письма "Нужно проездиться по России".
Однако познание Гоголем России не ограничивалось внешними фактами — "Чтобы
определить себе русскую природу, следует узнать получше природу человека вообще
и душу человека вообще, без этого не станешь на ту точку воззренья, с которой
видятся ясно недостатки и достоинства всякого народа" — писал он в
"Авторской исповеди". Это стремленье к познанию человеческой души
привело Гоголя к Богу "...Почти сам не ведая как, я пришел ко Христу,
увидевши, что в Нем ключ к душе к душе человека...".
С этого
времени главной его целью стало стремление стать истинным христианином, о чем
он писал в "Авторской исповеди": "Я не знал еще тогда, что тому,
кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много любви к
ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, нужно иметь много любви к
человеку вообще и сделаться истинным христианином во всем смысле этого слова.
Таким образом, любовь к России была неразрывно связана для Гоголя с любовью к
Православию.
Возможность принадлежать к Русской Православной Церкви благодаря уже тому, что он родился в России, Гоголь осознавал как небесный дар: "Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский," — писал он в письме "Нужно любить Россию". В письмах Гоголя особенно подробно раскрывается понимание им русской души. Так, в письме к графине А. М. Виельгорской от 30 марта 1849 года он писал: "Что такое сделаться русским на самом деле?" (..) Высокое достоинство русской породы состоит в том, что она способна глубже, чем другие, принять в себя высокое слово Евангельское, возводящее к совершенству человека. Семена Небесного Сеятеля с равной щедростью были разбросаны повсюду. ‹...› Добрая почва — русская восприимчивая природа" (Гоголь, т. 9, с. 446 – 447). В этом же письме он советует графине А. М. Виельгорской изучить