Пользовательского поиска
|
своей работы и
"позабыл даже, существует ли на свете какое-нибудь наслаждение, кроме
работы" (Гоголь, т. 6, с. 111).
Такой образ
встречается еще в сравнительно ранней повести "Портрет" (1842).
Гоголь писал о мастере, надолго уехавшем для своей работы в Рим: "Там, как
отшельник, погрузился он в труд и в не развлекаемые ничем занятия",
"всем пренебрегал он, все отдал искусству" (Гоголь, т. 3, с. 87). А
во время написания "Выбранных мест" Гоголь, скорее всего, сам обладал
уже теми чертами, которые отличают истинного художника-творца, так как в
процессе работы над "Мертвыми душами" Гоголь осознал, насколько тесно
связано создание произведения с духовным совершенствованием автора. Собственный
путь духовного развития, пройденный Гоголем, дал ему возможность понять другого
художника — А. А. Иванова, которому посвящена статья. Иванов писал
картину в течение восьми лет, и Гоголь объясняет причину медленности работы,
поскольку и "капля времени у художника не пропала даром".
Гоголь пишет:
"С производством этой картины связалось собственное душевное дело
художника, — явленье слишком редкое в мире, явленье, в котором вовсе не
участвует произвол человека, по воле Того, Кто повыше человека". Подобное
было и с писателем, о чем он писал в письме к П. А. Плетневу в
октябре 1843 года. "Сочиненья мои так связаны тесно с духовным образованием
меня самого". А также, даме, в этой же статье: "Мои сочиненья тоже
связались чудным образом с моей душой моим внутренним воспитанием. В
продолжение более шести лет я ничего не мог работать для света" (Гоголь,
т. 6, с. 114). Так, в 1845 году он писал А. И. Иванову: "Работа ваша
соединена с вашим душевным делом". Как о "душевном деле" Гоголь
говорил в "Авторской исповеди" о книге "Выбранные
места...".
Часть статьи Гоголь посвятил непосредственно предмету картины. Картина "Явление Мессии" изображает первое явление Христа народу во времена крещения Иоанном в Иордане. Он описал всю группу лиц, помещенную на картине, и назвал главной ее задачей ход обращения человека ко Христу. Глубокое проникновение в замысел художника было связано с тем, что Гоголь ставил и себе подобную задачу. Поэму "Мертвые души" он предполагал закончить обращением на путь христианской жизни Чичикова и других героев, то есть вся поэма должна была бы изображать постепенное обращение человека к Богу. Автор пишет о тех трудах и подвигах, которые нес художник во время своей работы: "Иванов молил Бога о ниспослании ему такого полного обращения, лил