Пользовательского поиска
|
желания добра”
(Гоголь, т. 6, с. 214). В настоящей работе предполагается собрать воедино то,
что было написано на эту тему у других исследователей, а также попытаться
посмотреть на творчество писателя с точки зрения православного христианина, то
есть так, как его видел сам автор.
Глава
1. “Портрет”
В одной из
“Петербургских повестей” Гоголя “Портрет” ярко отразилось автобиографическое
начало. В “Портрете” Гоголь высказал свои взгляды на искусство, свое отношение
к творчеству, которое потом мы встречаем в других его произведениях.
Н.
Котляревский в статье «Художественное, философское и автобиографическое
значение повести “Портрет”» писал, что Гоголь “стремился передать читателю
впечатления истинного, высокого вдохновения и искусства” и выразил наиболее
полно те мысли, которые были высказаны им в предыдущих статьях об искусстве.
“Портрет” — славословие искусства и более полное художественное повторение тех
мыслей, какие Гоголь высказывал в своем гимне скульптуре, живописи и музыке, в
своем воззвании к гению, в статье о Пушкине и в других своих лирических
излияниях. Котляревский считал, что в “Портрете” выражены две мысли, отличающие
его от других повестей того времени и важные для всего творчества Гоголя.
Первая мысль связана с размышлениями художника над границами приближения
искусства к действительности: “Не служит ли искусство самому греху, когда так
правдиво его воспроизводит?”, вторая — о религиозном призвании искусства: “Он
< Гоголь> думал, что он совершил тяжкий грех, отдавшись свободно своему
вдохновению, он верил, что на нем лежит обязанность искупить все им сотворенное
новой творческой работой и он у Бога также просил вдохновенья, чтобы Он помог
ему на новом пути уже не просто воспроизведения действительности, а ее
воссоздания в идеальных образах”. Далее Котляревский утверждает, что “постом и
молитвой замаливал Гоголь и свой грех реалиста-художника”.
Н. Г. Машковцев в книге “Гоголь в кругу художников” высказывал такую мысль, что “Портрет” и “Невский проспект” составляют как бы диптих на основании того, что их черновики идут в одной тетради параллельно. Машковцев сравнивал профессора Чарткова с художником Венециановым, с которым Гоголь познакомился в конце тридцатых годов, поскольку слова учителя Чарткова, обращенные к нему, были похожи на то, что говорил своим ученикам Венецианов.