Пользовательского поиска
|
бы я издал мою
книгу именно затем, чтоб выставить самого себя на всеобщее позорище".
Тем не менее,
книга вызвала большой общественный резонанс. О ней разгорелись споры на
страницах разных, часто противоположных по направлениям, журналов и газет —
"Современника", "Северной пчелы", "Сына
Отечества", "Москвитянина", "Финского вестника".
"Финский вестник" в феврале 1847 года писал: "Ни одна книга в
последнее время не возбуждала такого шумного движения в литературе и обществе,
ни одна не послужила поводом к столь многочисленным и разнообразным толкам, как
"Выбранные места..." О ней спорили все — западники резко осудили ее,
среди славянофилов книга была принята по-разному (А. С. Аксаков оценил книгу,
К. Аксаков увидел в ней ложь и неискренность...), даже духовные лица отмечали в
ней, прежде всего, недостатки. Архиепископ Иннокентий в письме к М. П. Погодину
советовал Гоголю "не пародировать набожностью", а святитель Игнатий
Брянчанинов писал о книге: "Она издает из себя и свет и тьму. Религиозные
его понятия неопределенны, движутся по направлению сердечного вдохновения
неясного, безотчетливого, душевного, а не духовного".
Но что же
хотел сам Гоголь сказать своей книгой? В "Предисловии" к
"Выбранным местам..." он писал: "В оправдание могу сказать
только то, что намеренье мое было доброе и что я никого не хотел ни огорчать,
ни вооружать против себя, но одно мое собственное неразумие, одна моя
поспешность и торопливость были причиной тому, что сочинения мои предстали в
таком несовершенном виде и почти всех привели в заблуждение насчет их
настоящего смысла" (Гоголь, т. 6, с. 8). Гоголь чувствовал, что в
предыдущих сочинениях он не смог полностью высказаться, раскрыться, его до
конца никто не понял. Книгу "Выбранные места..." Гоголь считал
полезной для всех, и он был в ней предельно искренен. Так, в июле 1847 года он
писал преосвященному Иннокентию: “Я хотел чистосердечно показать некоторые
опыты над собой, именно те, где помогла мне религия в исследовании души человека"
(Гоголь, т. 9, с. 391). Сам жанр переписки говорит о глубокой
автобиографичности идей и мыслей, высказанных в ней. В настоящей работе
необходимо указать, из каких источников рождались мысли Гоголя, как они
развивались еще задолго до начала работы над "Выбранными местами...",
и какой собственный духовный опыт автора им предшествовал.
§
1. "Женщина в свете"