Пользовательского поиска
|
Стратегия организации должна постоянно
развиваться. Не всегда удается продумать заранее все до мелочей и затем долгое
время жить без изменений. Естественно, что процесс разработки стратегии всегда
чувствителен и часто непредсказуем из-за конкуренции, многообещающего взлета и
падения цен, перестановки среди основных промышленных конкурентов, наличие
торговых барьеров и бесконечное число других событий могут способствовать
устареванию стратегии.
Всегда находится что-то новое, на что
надо реагировать, и в результате этого открываются новые стратегические ниши.
Поэтому задача усовершенствования финансовой стратегии бесконечна. Стратегия
организации всегда должна сочетать в себе запланированную и продуманную линии
поведения, а также возможность реагирования на все новое.
В российской литературе встречаются
различные названия стратегий антикризисного управления организациями: стратегии
предотвращения банкротства, финансового оздоровления организаций в кризисном
состоянии, преодоления кризиса и др. В англоязычной литературе они называются
turn around strategies – стратегии возвращения к прибыльности или иногда
survival strategies – стратегии выживания.
В нестабильной внешней среде, когда
жизненные циклы отдельных бизнесов коротки, более устойчивы диверсификационные предприятия.
Они состоят из многих бизнесов, действующих в различных сферах производства
товаров и услуг, и спады жизненных циклов одних бизнесов компенсируются
подъемами в других. Сбалансированность между жизненными циклами различных
бизнесов достигается применением матричных (или «портфельных») методов выбора
стратегии, из которых наиболее известны: матрица Бостонской консалтинговой
группы; матрица «Дженерал Электрик» (иногда называется матрицей Маккинзи);
матрица фирмы «А.Д. Литтл» и матрица Ч. Хофера.
Составить исчерпывающую классификацию
всех применяемых коммерческими организациями стратегий финансового
оздоровления затруднительно из-за их
разнообразия, отраслевой, региональной, национальной и функциональной специфики.
Крупные западные консалтинговые фирмы имеют целые «библиотеки» различных
отраслевых стратегий.
Универсальность предлагаемых стратегий
финансового оздоровления подтверждается тем, что в настоящее время они широко
применяются коммерческими организациями в России и в других странах с
переходной экономикой. В кризисной ситуации наиболее часто применяются
стратегии сокращения, означающие сокращение производства и отказ от тех
ресурсов организации, которые в изменившихся внешних условиях уже не
используются или продукция которых убыточна. Эти стратегии не требуют
значительных затрат на осуществление, нацелены на прекращение финансовых потерь
и ведут к получению средств от продажи сокращаемых ресурсов. Стратегии
сокращения классифицируются на: