Пользовательского поиска
|
"коллективные
запашки", в пореформенную — некоторые земства. Но крестьяне смотрели на
это как на барские причуды, на новый вид барщины и старались избавиться от
подобных новшеств. Маркс считал источником большой жизненной силы русской
общины как раз ее дуализм — общественная собственность на землю и частный характер
производства и присвоения.
В
дореволюционной России около 20% общин владели землей на подворном праве. Этот
вид собственности довольно близок к частной. В период же столыпинской аграрной
реформы произошло почти полное отождествление подворной собственности и
частной. В остальных случаях дореволюционная община была собственником земли (в
отличие от колхоза, который был только ее пользователем). Более свободно
распоряжаясь землей, община и своим членам давала больше свободы. Даже в тех
селениях, где земля находилась в общинном владении, крестьянин мог сдать свой
надел в аренду на весь срок от передела до передела (12 – 15 лет) или сам
арендовать надел у соседа, уходящего на заработки в город. В свою очередь
сельское общество, как собственник, могло сдать в аренду частным лицам
некоторые свои угодья (например, каменоломни, песчаные карьеры или торфяники).
Общинная
собственность — это особый вид собственности. И при том довольно гибкий, так
как он с одной стороны, создавал некоторую социальную защищенность для членов
общины, а с другой — позволял домохозяину в определенных пределах
манипулировать передоверенной ему частью этой собственности. Правда, здесь
скрывалось то противоречие, которое нередко создавало напряженную обстановку в
общине и мешало крестьянину спокойно хозяйствовать. В общем же, в благоприятные
периоды хозяин получал более значительную свободу действий. А вот в плохие
времена верх брали уравнительные тенденции — конечно, только в отношении земли.
Отдельное
крестьянское хозяйство по сравнению с помещичьей латифундией было настолько
малой величиной, что между ними невозможен был сколько-нибудь равный диалог.
Все отношения крестьянина с помещиками и с властями осуществлялись, как
правило, через общину. Именно она торговалась с помещиком насчет аренды, а
потом распределяла и арендованные участки и отработки. Без общины помещик
окончательно бы смял и поработил крестьянина, лишил его всякой исторической
перспективы.