Пользовательского поиска
|
Разразился
мировой сельскохозяйственный кризис, и помещики поспешили переложить убытки на
крестьян. Выросло крестьянское население, и на общинных землях стало тесно.
Наконец, случился ряд неурожайных лет (особенно сильный неурожай был в 1891).
Встал вопрос о физическом выживании крестьян. И община после нелегкой
внутренней борьбы вынуждена была возобновить переделы. Тогда же появился самый
уравнительный вид разверстки земли — по едокам.
Но сразу же
встал и другой вопрос: как переделять землю, если один крестьянин всегда
удобрял свои полосы, а другой довел их до истощения? Долго и горячо обсуждался
этот вопрос, и решение, похоже, было найдено. В Пензенском архиве обнаружен
такой документ: "Мы, крестьяне, — говорилось в приговоре села Никольского,
— должны землю удобрять назьмом, а если по истечении 12-летнего срока земля
будет поделяться, и окажутся участки неуназьменными, то при разделе нерадивому
домохозяину возвратить тот самый участок, который не был им удобрен в течение
12 лет".
Голодные годы
многому научили, и с конца XIX века в ряде нечерноземных губерний крестьяне
начали отказываться от трехпольной системы и всем обществом переходить к
многопольным севооборотам с высевом кормовых трав. Правда, этот процесс шел
медленно. Но ведь в сельском хозяйстве медленное, но неуклонное накопление
новых явлений — залог нового развития.
Таким образом,
община не была ни "сколком", ни "осколком". Она жила
богатой внутренней жизнью.
Община — явление
не исключительно русское, а мировое. В Европе она исчезла сравнительно рано, в
России просуществовала до коллективизации, а во многих странах Востока все еще
сохранилась.
Некоторые
общинные традиции до сих пор живы в развитых странах, например, в Голландии
(см. Абрамов: "Как я был фермером в Голландии", Известия 1989 год), и
не все они плохи.
Была ли община
прообразом коллективного ведения сельского хозяйства в деревне при социализме?
Вопрос этот активно обсуждается в исторической литературе.
Переход к коллективному ведению сельского хозяйства был голубой мечтой всех народников, и они охотно расписывали те случаи, когда крестьяне, скажем, всем обществом скашивали луга, а затем делили сено в копнах. Но дальше этого дело не шло. В дореформенную эпоху отдельные помещики пытались вводить