Пользовательского поиска
|
Вместо того
чтобы содействовать развитию свободного фермерства, за что ратовал Витте,
положить конец принудительному характеру общинной системы и законам, ущемляющим
гражданские права крестьян, столыпинский закон насильственно ликвидировал
общину в интересах крестьянского "буржуазного" меньшинства.
По традиции,
восходящей к ленинским работам, демократический путь аграрного развития условно
называется американским, консервативный — прусским.
Столыпинская
аграрная реформа находилась на прусском варианте. Она и была задумана во
спасение помещиков.
Столыпин
сделал разрушение общины первоочередной задачей своей реформы. Предполагалось,
что первый этап — чересполосное укрепление наделов отдельными домохозяевами — нарушит
единство крестьянского мира. Крестьяне, имевшие земельные излишки против нормы,
должны были поспешить с укреплением своих наделов. Столыпин говорил, что таким
способом он хочет "вбить клин" в общину. После этого предполагалось
приступить ко второму этапу — разбивка деревенского надела на отруба или
хутора. Последние считались наиболее удобной формой землевладения, ибо
крестьянам, рассредоточенным по хуторам, трудно было бы поднимать мятежи.
Что же должно
было появиться на месте общины — узкий слой сельских капиталистов или широкие
массы процветающих фермеров? Не предполагалось ни того, ни другого. Первого не
хотело само правительство. Сосредоточение земли в руках кулаков должно было
разорить массу крестьян. Не имея средств к пропитанию, они хлынули бы в город.
Промышленность, до